18 января Госдумой РФ в первом чтении принят Закон об обязательном тестировании школьников на наркотики. Тестировать будут школьников добровольно, причём, если школьнику нет ещё 15 лет, согласие должны будут давать его родители, а если старше этого возраста, то он сам. Сначала такой учащийся должен будет пройти социально-психологическое тестирование, а потом те, кто попадут в группу риска, уже будут тестированы лабораторно. После этого теста тех, кто употреблял наркотики, будут отправлять к наркологу, без постановки на учет и анонимно.
ИА REX: Необходимо ли вводить обязательное тестирование школьников на наркотики? Во многих странах есть такой опыт тестирование школьников на наркотики. Есть ли позитивные результаты?
Григорий Трофимчук, политолог, первый вице-президент Центра моделирования стратегического развития:
Если наркотики всё активнее, с каждым годом, продаются и потребляются во всём мире – значит, никакого позитивного результата борьбы с ними нет и в помине, и никакие законы на этот счёт не работают. Базовая проблема в том, что наркотики позволяют уйти в соответствующую прострацию, чтобы отвлечься от реальности, от ежедневной социальной несправедливости, которая убивает население сама по себе. Поэтому пока существуют либеральные демократии – будут развиваться и наркотики как способ гражданской релаксации, пассивного сопротивления власти – как это когда-то и было у «хиппи» в Америке.
Тестирование школьников на наркотики в российских школах необходимо осуществлять по разрешению родителей. Всё очень просто: если родители в чём-то сомневаются – они могут привести своего сына или дочь в соответствующий школьный кабинет, где проведут необходимое исследование. Само по себе тестирование – тем более директивное – никогда не застрахует подростков от употребления наркотиков, даже если и выявит у кого-то такую склонность.
Наглядный пример – с алкоголем и табаком. Ясно, что подавляющая часть учеников и пьёт, и курит, и занимается половой жизнью раньше времени – и что дальше? Разве хоть одна школьница бросила курить после того, как об этом узнал её классный руководитель?
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Борьбу с наркотиками надо начинать с ликвидации их поставщиков – в том же публичном формате, как это происходит с лидерами боевиков. Однако ни одного из этих людей общество до сих пор так и не увидело, не узнало, в медийном пространстве их просто нет. Поэтому крайними остаются школьники, которых можно взять тёплыми прямо в классах. Они – главная угроза России.
Лариса Бельцер-Лисюткина, культуролог, кандидат философских наук (Германия):
В двух европейских странах, которые я хорошо знаю - в Англии и в Германии, такого тестирования в массовом порядке не проводится. Если у ребёнка есть симптомы наркозависимости, об этом извещают родителей и те на своё усмотрение предпринимают те меры, которые они считают нужными.
Юрий Юрьев, политконструктор:
Конечно же, это нужно делать, как и тестирование на педикулёз и туберкулёз, алкоголь и психиатрические заболевания. Но в школе это делать или в приписанной поликлинике - решать родителям и администрациям школ. И делать ли это для всех, или же только для тех, кто проявил симптомы. В разных странах этот механизм проявляется по-разному.
Например, опыт СССР показывал, что старшеклассники были не прочь употреблять алкоголь и лёгкие наркотики, но с этим никто не боролся в самих школах, перебрасывая проблемы на "инспекцию по делам несовершеннолетних" МВД. Причём обычный педагог был не вправе сдать подозреваемого в МВД или вызвать нарколога. Механизм не работал. В итоге - многие школьники и учащиеся ПТУ стали латентными наркоманами, а после школы - наркоманили недолго, умирая.
Должен быть механизм моментального тестирования на наркотики любого гражданина при его неадекватном поведении, а при его нежелании - вызова сил правопорядка. В случае если гражданин "под дозой" - ему за это отвечать. Если же должностное лицо зря потратило время и силы госслужащих - ему и оплачивать "ложный вызов". А чтобы не было лишних ложных вызовов, гражданам не следует спорить с должностными лицами о рациональности теста на алкоголь и наркотики, а должностное лицо должно быть готово пройти параллельный точно такой же тест, как и у подозреваемого им гражданина.
Даниэль Штайсслингер, журналист и переводчик (Израиль):
Это можно при условии, что критерием будет обычный биохимический анализ жидкостей организма на наличие психоактивных веществ и их метаболитов, а не эзотерическая дурь типа «резонансов» и прочей диагностики ауры и чакр. А то уже приходилось читать, что собираются в каком-то вузе тестировать студентов по методу Фоли, который никогда не получал научного подтверждения. В стране с независимым правосудием такой вуз разорится на исках от ложно диагностированных в качестве наркоманов...
Метод научно обоснованной диагностики практикуется в Израиле, но не в отношении школьников, а в отношении военнослужащих, вернувшихся из увольнительной. Периодически проводят облавы со сдачей мочи, которую анализируют на следы метаболитов тетрагидроканнабинола — если человек курил дурь во время отпуска, результат будет положительным, и он понесет наказание за нарушение устава. Но, повторяю, это — обычный биохимический анализ мочи, а не эзотерический бред.
Комментарии читателей (0):