Эксперт ИА REX, директор Института проблем Глобализации, доктор экономических наук Михаил Делягин прогнозирует ухудшение социального положения россиян в 2013 году. «В 2011 году драка между группами влияния привела к ограблению наиболее бесправной при „сувенирной демократии“ части общества — населения: с учётом благополучия его богатейшей части и официального (но не фактического!) занижения инфляции 90% наших сограждан потеряли не менее 7,5% своих реальных доходов. Напуганная Болотной власть исправилась, и в 2012 году рост реальных доходов населения ускорился: с 0,8 до примерно 4%. Это обострило подковёрную борьбу за ресурсы уже внутри элитных групп, что привело, как минимум, к делам Сердюкова и Скрынник. Но, вероятно, в 2013 году правящая тусовка испугается уже этого обострения и вернётся к выдавливанию недостающих для удовлетворения своей алчности средств из населения, реальные доходы которого вырастут не более чем на 2%, а основная часть вновь начнёт ощутимо беднеть. Главная причина этого — рост цен. Естественные монополии (включая ЖКХ) отыграются на нас с вами за вынужденное из-за выборов ограничение своих аппетитов в 2012 году, а обычные монополии, прежде всего торговые, урвавшие в этом году от населения то, что обычно доставалось коммунальщикам и транспортникам, в следующем году не захотят ограничивать свои аппетиты», — отмечает эксперт.
ИА REX: Можно ли согласиться с таким прогнозом?
Григорий Трофимчук, политолог, первый вице-президент Центра моделирования стратегического развития:
Цены внутри России, для населения, будут расти по любому. Этот рост никак не связан с выходами уличной оппозиции на свои акции или с выборами, которые не останавливают, а лишь «на секунду» приостанавливают этот процесс.
Главных причин роста цен и тарифов в РФ, если говорить по-простому, две: 1) включённость страны в список демократических стран, где цены росли всегда и на всё; 2) молчаливое согласие самих россиян дисциплинированно оплачивать все повышения. Если где-то в ЕС толпа выходит на улицу уже при повышении цены на отдельный товар или услугу в размере, условно говоря, десятой доли процента, то в России никто никуда не выходит даже при повышении цен почти в разы и на всё сразу.
Традиционное праздничное новогоднее повышение цен гуманно сдвинули с 1 января, сделав из одного «праздника» целых два: теперь цены растут и летом, и осенью. Однако само повышение никуда не исчезло.
Россияне постепенно сосредотачиваются на главном: на покупке еды, на оплате образования, на оплате услуг ЖКХ. Пройдёт достаточно много времени, когда основное население начнёт ущемлять себя уже в конкретных видах продовольствия, потом оно постепенно сместится в сторону поглощения одного только хлеба. Всё это будет происходить медленно, поэтому для общества и безопасности страны практически безболезненно и малозаметно.
Цены в демократической России не остановятся никогда, причём они уже два десятилетия не привязаны к качеству самого товара или услуги, об этом надо забыть. Как раз наоборот: качество продукта падает, но цена на него растёт.
Счастье российской власти — что у неё есть такая сугубо либеральная оппозиция, которую интересует всё что угодно (акт Магницкого, выборы и другие отвлечённые вещи), кроме самого главного: роста розничных цен. Против роста цен настоящий либерал не выступит никогда, так как в мире нет такой «цивилизованной» страны, где цены стояли бы мёртво, как при авторитарном режиме.
Юрий Юрьев, политконструктор:
Прогноз верен, поскольку цены всегда имеют тенденцию ползти вверх при демократии. Лишь при тоталитаризме они снижаются. Природа спекуляции от слова «спич», или: «А предложу я цену чуть выше, попробую». Цены тоже хотят стать «быстрее, выше, сильнее», вслед за владельцами ценностей. А особенно, если владельцы ценностей сбиваются в картели и покупают органы надзора, чтобы не замечать ценовые сговоры. Так было во всех странах мира. Но цены ценами, а распродажи распродажами. Приподнятые цены на свежее и новое — выравниваются по итогам года на «рождественских распродажах», если упрощённо. Так что охотиться на завышающих цены — сложно, если они же цены опускают. Это их ценности, это их собственность, это их право.
Но государственные монополии и стратегические продукты, например продовольствие, конечно же, должны контролироваться государством. Эти поставки подобны поставкам электричества, используют его или нет, но должное напряжение должно быть в энергосетях. Возможно, что государству есть смысл конкурировать с поставщиками жизненно-важной для населения продукции, или же очень жёстко следить за возможностью ценовых сговоров против потребителей.
Ирина Мороз, специалист в области маркетинга и PR:
Согласна с тем, что после президентских выборов в 2013 году состоится отложенное из-за выборов повышение цен. Реальная инфляция составит: «отложенное повышение» плюс «традиционный рост цен» плюс частичный «авансовый рост цен». 2013 год наиболее удобен для власти чтобы отпустить цены, — удовлетворить запросы коммунальщиков, транспортников и прочих монополистов и самой власти за счёт населения.
Такой подход существует не только в России и не только с ценами. Непопулярные меры власти принимают после выборов, не «на следующий день», но задолго до перевыборов. Такая методика обеспечивает: а) время чтобы народ забыл обиды, б) возможность продемонстрировать работу власти и улучшение жизни, в) резервы для показательного улучшения жизни.
Комментарии читателей (0):