Президент России Владимир Путин подписал закон о внесении изменений в первую часть Гражданского кодекса РФ. Данный закон обеспечивает признание сельских обычаев и адатов.
ИА REX: Не разрушает ли этот закон единое правовое поле РФ?
Григорий Трофимчук, политолог, первый вице-президент Центра моделирования стратегического развития:
Государство уже давно сдало позиции по отношению к единому законодательству для всей страны. Внутри федерации существуют ждущие своего исторического часа «государства в государстве», с соответствующими конституциями, флагами, гимнами и гербами; значительная часть женского населения РФ давно одета в платки, во многих регионах активно поощряется многожёнство и т.п. Так что расширение позиций общин – всего лишь, очередной шаг на этом страшном, по будущим последствиям, политическом пути.
При этом возникает простой вопрос: только кавказские народные обычаи получают статус федерального закона или жители центральных регионов страны также могут претендовать на законодательное закрепление своих вековых привычек? Существует много русских пословиц и поговорок, в которых такие обычаи давно и прочно закреплены. К примеру, формула «Око за око, зуб за зуб» имеет не меньшее право на введение в юридическую практику, буквально каждый житель центральной части РФ поддержал бы такую инициативу. В этом смысле, наверное, будет проще дать «Словарю русских пословиц и поговорок», а также «Мифам народов Кавказа», статус Уголовного кодекса РФ, чтобы не утонуть в деталях.
Главное, чего ждут народы Российской Федерации – это справедливость всех судебных решений. При наличии таких вердиктов никто и никогда не выступил бы за введение норм «адатов» в юридическую практику, что автоматически расшатывает базовые основы государства. Но раз нет, и не предвидится, такой справедливости, народы начинают искать правду в своих национальных обрядах. Это приведёт (и уже приводит) к тому, что скоро в каждом регионе России будут жить какие-то особенные региональные микро-народы – в своих особых головных уборах, со своим языком, под своими флагами. Зачем им тогда будет нужна единая и общая Россия?
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Расул Кадиев, юрист, блогер (Дагестан):
Предварительно можно сказать, что ст.5 и ст.8 в новой редакции заставят нас по-другому посмотреть на отношения жителей сельской местности Дагестана и других регионов СКФО.
В старой редакции ст.5 ГК РФ говорилось о обычаи делового оборота. А в новой просто о обычаи выглядит она так
«Статья 5. Обычаи.
1. Обычаем признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской или иной деятельности, не предусмотренное законодательством правило поведения, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.
2. Обычаи, противоречащие обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору, не применяются».
И в арбитражных судах, разрешающих споры между сельскими поселениями и сельскими предприятиями и в судах общей юрисдикции, рассматривающих споры между сельскими жителями, обычай становится нормой, в соответствии с которой может быть разрешен спор, или как мы юристы говорим, становится предметом доказывания.
Ещё больше уверенности в изменениях, которые нас ждут в сельской местности, даёт ст.8 ГК в новой редакции.
В статье 8 «Основания возникновения гражданских прав и обязанностей»; теперь установлено, что гражданские права и обязанности возникают, в том числе «из решений собраний в случаях, предусмотренных законом».
Решения сельских общин в отношении порядка пользования общими землями, пользования водой, порядком выпаса общей скотины, либо решения в отношении другого имущества, например, имущества мечети (вакуф) может стать основание для возникновения прав и обязанностей. Естественно, что это, тоже станет инструментом для разрешения споров в судах. Сейчас трудно полностью просчитать, к чему приведут все эти изменения.
Но то, что благодаря ним многие и так существующие в сельской местности Северного Кавказа обычаи или адаты (обычаи введённые решениями сельских общин) получают большую ценность – это очевидно. Интересный юридический «расклад» возникает в отношении сельских мечетей и их статуса. Но, главное, возникает любопытный момент: будут ли общины пользоваться ст.5 и 8 ГК и вытекающими из них юридическими правами? Большие перспективы появляются у третейских судов в сельской местности СКФО. Третейский суд, как добровольный орган по разрешению споров обязан выносить решения только на основании закона. Раз закон даёт право пользоваться обычаем не только в предпринимательской деятельности, а также решениями собраний, не указывая вид собрания, то третейский суд получает право пользоваться нормами которые и так давно существуют, а значит, расширяет свою теоретическую юрисдикцию. Мои знакомые этнографы, социологи, изучающие регуляторы народов проживающих на Северном Кавказе, скорее всего, также вынуждены будут дополнить свои исследования о статусе общинных норм регулирующих оборот общего имущества. Но жизнь как главный отдел качества работы законодателя покажет, как это всё будет работать.
Даниэль Штайсслингер, журналист и переводчик (Израиль):
Если он будет регулировать взаимоотношения в рамках одного народа, то нет. Но трудно себе представить разрешение по кишлачным понятиям гражданской тяжбы русского и таджикского предпринимателей... Да и для судей полный дурдом: помимо государственных кодексов придётся учитывать целый корпус неписаных законов обычного права нескольких десятков народов.
Комментарии читателей (0):