19 декабря Узбекистан официально приостановил членство в Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Послаблений для вступления в организацию у Ташкента больше не будет. Об этом заявил президент Белоруссии Александр Лукашенко на расширенном заседании Совета коллективной безопасности ОДКБ в Москве. Чем грозит Узбекистану выход из ОДКБ и каковы перспективы его возвращения, «Голосу России» рассказал старший научный сотрудник Института востоковедения Российской академии наук Александр Князев.
— Чем для Ташкента обернётся такое решение? Ведь теперь стране придётся искать другую систему безопасности.
— Начнем с того, что ОДКБ — это не единственная система безопасности для региона, есть ещё более широкая организация — Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), в которой Узбекистан активно участвует. И второй момент — это достаточно тесное сотрудничество Узбекистана с западными странами, прежде всего с США, в том числе в военно-технической сфере.
Я думаю, Ташкент делает ставку именно на обеспечение своей безопасности, прежде всего, на афганском направлении, что становится актуальным больше, чем раньше. И я бы обратил внимание на итоги визита в Ташкент министра иностранных дел России Лаврова (это было накануне саммита ОДКБ) и апеллировал бы к его словам о том, что выход Узбекистана из ОДКБ — это плохо, но остается двустороннее военно-техническое и военное сотрудничество, включая союзнический договор между Россией и Узбекистаном.
— Да, действительно, Лавров сказал, что Ташкент по-прежнему остается союзником для Москвы. А столь же оптимистичны и другие члены ОДКБ?
— У других членов ОДКБ совершенно разнообразные позиции. Скажем, для Таджикистана и Киргизии, когда летом появилось первое сообщение о приостановлении членства Ташкента в ОДКБ, это был праздник, который обсуждался политиками, комментаторами в таком примерном плане, что при решении проблем двусторонних отношений Таджикистана с Узбекистаном или Киргизии с Узбекистаном в случае возникновения военного конфликта Россия будет обязана помогать им воевать с Ташкентом.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Мне было бы очень интересно услышать на этот счёт мнение российских граждан: хотят ли русские такой войны? Казахстан в этом плане занимает достаточно сдержанную позицию. У Казахстана есть свои сферы сотрудничества с Узбекистаном, и здесь ничего проблемного я не вижу. Армения — это вообще отдельное направление в деятельности ОДКБ, как и Белоруссия. Поэтому что решили, то решили. Но в данном случае важны страны, находящиеся в регионе.
— Но ведь Узбекистан уже приостанавливал членство в ОДКБ в 1999 году, а в 2006 году после событий в Андижане вернулся. Как вы считаете, дверь в ОДКБ для Узбекистана вновь приоткрыта и как скоро страна может вернуться в организацию?
— Как скоро, трудно сказать. Я думаю, при нынешней динамике развития событий вряд ли кто-то возьмется это предугадать, во всяком случае, это будут не десятилетия. Что касается открытых дверей, я думаю, что они открыты, и, с точки зрения Москвы, которая всё-таки доминирует в этом альянсе, открыты достаточно широко.
Можно взять несколько простых фактов. Узбекистан — это ровно половина населения всей Центральной Азии. Население Узбекистана ровно в 2 раза больше, чем население Казахстана, в 6 раз больше, чем население Киргизии, в 5 раз больше, чем население Таджикистана.
Казахстан — страна, находящаяся в центре региона. Все коммуникации Таджикистана, большая часть коммуникаций Киргизии проходят на север в направлении России и Казахстана через Узбекистан. А Узбекистан — это коммуникации энергетические, транспортные — какие угодно, и обойти их никаким образом невозможно.
Хочет того Москва или нет, Россия и Казахстан будут сотрудничать с Узбекистаном в плане вывода американских войск, поскольку главная магистраль так называемого северного маршрута проходит через точку, находящуюся на афганско-узбекской границе — это город Термез.
— Ранее вы высказывали опасение, что демарш Узбекистана станет примером, например, для Киргизии, Таджикистана. Сейчас эти опасения сохраняются?
— Вы знаете, я бы по-другому оценил позиции Таджикистана и Киргизии. Таджикистан и Киргизия — послушные члены ОДКБ, они не перечат позиции России. Но это не мешает им активно сотрудничать с НАТО, с США. В Киргизии в настоящее время строятся радиолокационный объект, который, по сути, является элементом будущей системы ПРО (это делается под эгидой гражданского строительства в аэропорту «Манас»), и ещё 26 объектов на территории республики. Может быть, лучше искренний неучастник ОДКБ, нежели такое двуличное поведение таких стран, как Таджикистан и Киргизия?
Комментарии читателей (0):