5 декабря в Бишкеке состоялось заседание Совета глав правительств Шанхайской организации сотрудничества. Координатор региональных программ (старший научный сотрудник) Института востоковедения РАН Александр Князев рассказал ИА REX о сегодняшнем дне и перспективах этой организации.
ИА REX: Действительно ли ШОС превращается в «министерство внешнеэкономической деятельности КНР»? Чем это грозит России?
Нынешние бишкекские обсуждения свидетельствуют, что ШОС, развиваясь в количественном плане, всё больше и больше деградирует в качественном, сбывается наиболее пессимистичный из сценариев, о которых говорилось ещё несколько лет назад. А именно: ШОС — просто инструмент китайской экспансии на пространство организации. Экспансии, на которую легко покупаются наиболее слабые страны — Таджикистан, Киргизия, с удовольствием получающие невеликие, в общем-то, китайские кредиты и согласно именующие их «шосовскими», в то время как это обычные двусторонние кредиты, гранты или инвестиции, с учётом небольших масштабов этих республик быстро и легко превращающие их в китайские то ли доминионы, то ли протектораты...
В этом контексте, кстати, обращает на себя внимание всё более и более сдержанное отношение к ШОС со стороны Индии, которой китайский ширпотреб не нужен, своего хватает... Если судить по официальным сообщениям, в центре внимания участников заседания — углубление сотрудничества в торговле, энергетике, телекоммуникациях, науке и технологиях, здравоохранении, сельском хозяйстве, предотвращении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Главы правительств примут перечень мероприятий по дальнейшему развитию проектной деятельности, одобрят бюджет ШОС на 2013 год, решат ряд других вопросов в финансовой и организационной деятельности постоянно действующих органов ШОС.
Можно ли назвать организацию с такой повесткой дня серьёзной и отвечающей глобальным вызовам нынешнего времени? А ещё российский премьер Дмитрий Медведев предложил ввести в странах ШОС молодёжную карту, которая, де, облегчит режим поездок между государствами организации. Учитывая, что между большинством этих стран существует безвизовый режим, предложение Медведева выглядит просто фантасмагорически актуально. Было бы ещё неплохо обсудить совместную игру в бадминтон, взаимодействие правительств в твиттере и соцсетях, массовое распространение айфонов с айпадами и т.п....
БУДЬТЕ В КУРСЕ
А если серьёзно, то стремительное сползание в экономическую и просто всякую разнообразную деятельность превращает потенциально интересный и важный механизм в очередное «ничто». Кажется, для этого у нас хватает форматов — СНГ, например...
Премьер госсовета Китая Вэнь Цзябао и премьер Казахстана Серик Ахметов поддержали идеи создания Фонда развития и Банка развития ШОС, получив поддержку и премьер-министра Киргизии Жанторо Сатыбалдиева. Киргизскому премьеру проще всего — частота ротации руководителей в этой республике известна, и вполне вероятно, что через короткое время ответственность за эту поддержку ему уже не нести.
В 2011 году в рамках межбанковского объединения ШОС были профинансированы проекты на сумму более 550 млн долларов. На ноябрь 2012 года эта сумма составила 2 млрд, из которых более 1,6 млрд долларов — кредитное сальдо Госбанка развития КНР. Другими словами, пресловутые «шосовские» финансовые структуры призваны упростить и упорядочить финансовое проникновение КНР — но под эгидой ШОС. Других смыслов в них просто нет.
Как и пекинский саммит в июне, нынешнее бишкекское совещание глав правительств не стало точкой отсчета какого-то нового качества организации. Собственно, не премьерское это дело — обсуждать миссию организации, так что, все произошедшее логично. Ряд обсуждавшихся вопросов, относящихся к сфере экономического сотрудничества, в том числе о создании энергетического клуба ШОС, свидетельствует лишь о том, что эта организация, сущностно весьма перспективная, пока будет продолжать работать на интересы КНР, обслуживая их экономическую и энергетическую экспансию в странах-участницах и в регионе в целом.
Соответственно, трудно ожидать от такой организации какого-то реально ощутимого влияния на сферу безопасности региона, находящегося в преддверии роста старых и возникновения новых угроз и рисков, связанных со сложными маневрами США в Афганистане и странах региона с целью закрепления своего здесь постоянного военного присутствия и утверждения своих геополитических и геоэкономических интересов.
В Пекине российская сторона категорически выступала против создания наднациональных банковских структур ШОС, сняв тогда этот лоббировавшийся китайцами вопрос с повестки дня, во всяком случае, на уровне глав государств тогда решено ничего по этому поводу не было. Судя по всему, за прошедшее время что-то изменилось, в частности, в Астане. Несколько странной выглядит казахстанская позиция. Можно предположить, что либо Казахстану обещаны из Пекина какие-то крупные финансовые преференции, либо это может быть попыткой казахстанского руководства играть сразу на двух экономических площадках — Таможенного союза и ШОС. Китай очень активно работает против Таможенного союза, может быть, это как раз один из успехов этой работы. Но такая игра невозможна по определёнию. Таможенный союз изначально является мерой защиты экономик стран в нём участвующих от китайской экономики.
ИА REX: На встрече в Бишкеке обсуждались и транспортные вопросы, в частности строительство китайско-узбекистанской железной дороги...
Чрезвычайно интересный вопрос, поскольку строительство такой дороги разрывает ШОС на части уже по полной программе. В случае такого строительства неизбежен окончательный раскол Киргизии и уход всего, что южнее, в частности Таджикистана, за пределы российского цивилизационного пространства. Об этом много и хорошо писал мой коллега Кубат Рахимов. В принципе, Киргизия, Таджикистан и Афганистан и так уже довольно сильно интегрированы между собой в плане угроз безопасности всем остальным соседям. Этот аспект может только усилиться. Особенно, если учесть, что строительство китайской железной дороги в направлении Ирана и Персидского залива прямо входит в конфликт с интересами США и вызовет, я уверен, конфликт военного характера. Я полагаю, что произойти это может в Ферганской долине — сразу, как только будет положена первая шпала... Этот проект конкурирует с казахстанскими и российскими коммуникационными планами. В общем, он нужен только Китаю и преследующим сиюминутные, как правило — личные корыстные, интересы локальным среднеазиатским элитам.
ИА REX: Как следует относиться к повышению статуса Афганистана в организации?
Придание статуса наблюдателя Афганистану, с его нынешним правительством, носящим во-первых сиюминутный, во-вторых — имманентно марионеточный характер, как, кстати, и статуса партнёра по диалогу Турции, являющейся членом НАТО, говорит о полном отказе ШОС от какого-либо оппонирования США и НАТО, о противодействии деструктивной деятельности Запада в регионе речь даже не идет. Это глобальная проблема.
Организация не имеет миссии, чем успешно пользуется для решения тактических задач Китай. Несмотря на солидный уже стаж организации, до сих пор нет четко определённых концептуальных целей и задач. Это очень ярко проявляется, кстати, в вопросе о расширении организации: Афганистан растёт в своем статусе, а, скажем, членство Ирана, находящегося в сердце географического пространства ШОС, являющегося главным элементом всей субрегиональной безопасности, являющегося едва ли не главнейшим из игроков афганского урегулирования, стабильности на Кавказе, на Каспии, в Центральной Азии, искусственно притормаживается.
Для становления организации не нужны участники с разнообразными невнятными статусами, организация становится рыхлой, размытой. Нужно понять — для чего вообще всё это, и уже исходя из этого понимания, определить круг участников с четкими правами и, что более важно, обязанностями.
Процесс превращения ШОС в серьёзную в структуру, способную формировать геополитическое и геоэкономическое пространство, а также повестку дня, исходя из агрегированных интересов и целей стран-членов, а не спущенную из Вашингтона или Брюсселя, не был заявлен в Пекине, ну, а для Бишкека это не было даже и темой.
Комментарии читателей (0):