Читателей ИА REX заинтересовало предложение президента Владимира Путина не спешить с законом о защите чувств верующих. Один из пользователей предложил экспертам тему для обсуждения — «Почему из всего набора одиозных законопроектов В. Путин остановился на пересмотре именно этого?».
Издатель и публицист Илья Трейгер:
В соответствии с законопроектом о защите чувств верующих, находящемся в настоящее время в Госдуме, в нарушении этого закона можно обвинить любого, например, проходящего мимо церкви и не перекрестившегося на храм. Или проходящего мимо окна, в котором кто-то выставил икону, и не перекрестился на эту икону. Или, скажем, написал человек слово «бог» с маленькой буквы. Сегодня это можно квалифицировать лишь как орфографическую ошибку, да и то лишь в некоторых случаях, поскольку в устойчивых словосочетаниях и по правилам полагается писать это слово с маленькой буквы. С момента же принятия этого закона в его сегодняшней форме, за такую орфографическую ошибку вполне можно будет возбудить уголовное дело. И так далее, и тому подобное...
Иными словами, если взять для примера такие города, как Москва или Санкт-Петербург, то появляется целая категория людей, которая, чтобы избежать уголовного преследования, вынуждена будет в общественных местах соблюдать правила поведения, устанавливаемые православной церковью. И к этой категории отнесутся не только атеисты, но и мусульмане, и иудеи, и буддисты. В эту категорию попадут все нехристиане, и даже более того, все не православные христиане. Но для того, чтобы эти церковные правила выполнять, их нужно знать. Следовательно, целые категории людей, не относящиеся к данной религиозной конфессии, вынуждаются не только следовать правилам этой конфессии, но изучать её на таком же уровне, на каком изучается собственная религиозная конфессия, к которой данный человек реально принадлежит. Многим ли такое понравится? Да, никому из не православных это не понравится. Другой вопрос, а как много в стране таких, кому это не понравится?..
Сколько в России искренне верующих? Близок ли их процент к тому, что утверждает РПЦ, или к тому, что утверждают атеисты? — Ни то, ни другое. Процент искренне верующих в России укладывается в афоризм, хорошо известный любому любителю рыбалки: «Щука ловится не там, где она должна ловиться, а там, где ловится». Доля искренне верующих в России не такова, как хотелось бы православной церкви или убежденным атеистам, а такова, какова она есть на самом деле. А это сколько?
Точно определить процент искренне верующих невозможно в принципе. Любой опрос, как бы грамотно он не был составлен, способен лишь оценить количество тех, кто называет себя верующим, но не тех, кто на самом деле таковым является. Оценить количество искренне верующих можно лишь по косвенным данным, да и то, очень приблизительно, на том уровне, большинство ли их или нет. Вот, и попробуем это сделать...
Что мы знаем точно, так это то, что к моменту падения советской власти СССР представлял собою атеистическое государство, где, не смотря на наличие какого-то количества, как открыто верующих, так и скрыто верующих, абсолютное большинство населения было атеистическим. Прошло два десятилетия. За это время выросло целое поколение, не знавшее советской власти. Согласно утверждениям иерархов православной церкви, за это время подавляющее большинство россиян стали православными верующими. Чтобы это было правдой, необходимо и достаточно, чтобы: во-первых, новое поколение численно превысило то население, которое было в России к моменту падения советской власти. И, во-вторых, всё новое поколение выросло стопроцентно верующим. Первое условие не состоялось, что известно из реальной демографической ситуации. Второе условие является принципиально невозможным, поскольку для стопроцентной религиозности молодого поколения нет ни социальных, ни экономических условий. Так что же произошло на самом деле?
Религиозность не воспитывается в телевизоре или на страницах газет. Единственное место, где реально может быть воспитана религиозность — это семья. Следовательно, в верующих семьях, скорее всего, действительно выросло новое верующее поколение, которое своим количеством умножило общее количество верующих в России. Но таким образом умножено лишь абсолютное количество верующих, и не более того. Дело в том, что в атеистических семьях тоже выросло новое поколение, и это поколение, скорее всего, является атеистическим. А дальше действует закон Ломоносова-Лавуазье: «...ежели где убудет несколько материи, то умножится в другом месте...». Таким образом, получается, что доля искренне верующего населения в России, вероятнее всего, осталась прежней, такой же, как и к моменту падения советской власти, то есть, абсолютное большинство россиян по-прежнему являются атеистами.
А, если так, то, получается, что в категорию не православных, но вынужденных следовать православным церковным правилам людей, подпадает подавляющее большинство населения — то — самое большинство, которое, как считает Владимир Путин, является главной электоральной силой его лично и правящей партии. Следовательно, скорее всего, именно по этой причине из всего набора одиозных законопроектов для пересмотра им (Путиным) выбран именно законопроект о защите чувств верующих...
Даниэль Штайсслингер, журналист:
Видимо, не хочет создавать casus belli, который может парализовать правовую систему обилием исков и простого стука. К тому же, в обрядах разных вер могут быть моменты, оскорбительные для тех, кто исповедует иную веру, и при формальном подходе придётся запретить все или большую часть религиозных организаций.
Кирилл Мямлин, публицист:
Потому что формулировки закона могут привести к религиозным войнам. Путин «проявил мудрость», «дав сигнал» на смену формулировок. Но не нужно думать, что это делается «ради Русского народа». Это было сделано ради сохранения существующей системы власти. И её нынешних владельцев.
Вы тоже можете предложить тему для обсуждения нашими экспертами.
Комментарии читателей (0):