Что это было? «Исторический вывих»? «Начало новой эры»? «Потерянное время»? Что с нами произошло? Мы сбились с праведного пути, а потом на него вернулись? Или стали прокладывать новый путь, но зашли в тупик? А может быть — не тупик, а тупиком он нам только кажется? А если тупик, то в чём была причина? Что мы не пожелали идти проторённой дорогой? Или что не сумели проложить правильный путь к цели? А если так, то, что нам помешало?
Роман Евстифеев, политолог, доктор политических наук:
Как историк и политолог, защитивший 13 лет назад диссертацию о российской социал-демократии и погрузившийся в глубины мыслей и дискуссий большевиков, меньшевиков и прочих до 17-го года, замечу, что, конечно, никакой Великой Октябрьской революции не было, хотя Великая русская революция, естественно, была. Её ждали, её жаждали, её приближали. Все, включая многих представителей правящего класса.
Уникальные исторические обстоятельства, растерянность российской интеллигенции после двадцати лет идейного разброда, широкие и масштабные пролетарские выступления и крестьянские волнения, никчемность и неспособность (да и нежелание) что-то изменить у тогдашней политической элиты, глубокая усталость общества от не слишком успешных военный действий и потерь, наконец, воля и настойчивость (наглость) большевиков во главе с Лениным. Всё это предопределило судьбу российского государства, которое в тот момент уже не было монархией, имело некоторые демократические преобразования и надежды на какое-то развитие. Точкой всему этому было 25 октября 1917 года (по ст. стилю). Потом, конечно, всё пошло с новой строчки и с красной строки.
Марк Сандомирский, социальный психолог, кандидат медицинских наук:
Это был по сути широкомасштабный социальный эксперимент по «выведению» нового человека на фундаменте рабской ментальности. В результате сложилась такая историческая общность, как общество инфантильно-уравнительного типа, патерналистское. Первое в истории человечества!
И хотя были в нём многочисленные проблемы (особенно в экономике), но были и очевидные достоинства (в первую очередь в социальных отношениях). Но — увы! Патернализм жизнеспособен только при «сильном» государстве. И когда государство «одряхлело» идеологически и обнищало экономически, а массы от детского «послушания» перешли к детским же «капризам», система развалилась. Но это трансгенерационное социальное наследование перейдёт от бабушек и дедушек — к внукам. Поколение родителей (нынешних 30-50-летних) разочаровалось в этом историческом событии, поскольку для них многие жизненные ожидания, сформированные в детстве-юности, когда они воспитывались в духе позитивной оценки ВОСР, оказались обманутыми. Так срабатывает психологическая защита: невольно люди ищут причину своих жизненных неудач вовне себя, к примеру — в некоторой безликой исторической силе. Для поколения пожилых, многие из которых уже перешагнули порог недовольства и разочарования, психологически важнее то, что эпоха культа революции — время их молодости, отсюда — историческая ностальгия, которую они транслируют внукам.
Олег Антипов, народный депутат Украины пятого созыва, полковник запаса:
Основой идей революции 1917-го года была действительно мечта о всеобщем счастье. Добиться его можно было только с помощью индустриализации и электрификации отсталой страны, и предоставления социальных гарантий, плодов прогресса — массам. Безусловно, Владимир Ильич Ленин величайшая фигура в истории человечества, сумевшая воплотить в жизнь извечную мечту многих поколений о равном и справедливом обществе, взяв тогда, в те воистину страшные времена, власть в свои руки, в действительности валявшуюся под ногами и заложить основы для построения первого в мире социалистического государства. И его неоценимая заслуга уже только в том, что он сумел сохранить, мало того что саму Россию, буквально висевшую над пропастью полного забвения и расчленения, но и Российскую империю, правда в несколько иной конфигурации-СССР.
Я согласен, что Ленин, в каком-то смысле, диктатор и палач, однако, не стоит забывать, что красный террор, развязан в ответ на белый, да и вообще, не большевики довели Россию до состояния 17-го года, вызвав протестное движение народных масс. Время было такое — жёстких людей и жестоких решений. Ленин впервые создал структуру бескризисной экономики. Он впервые партию жёстко вписал в структуру экономики — партия управляла управляющими. Уже потом многие стали говорить, что партия должна отвечать за идеологию, а экономисты за экономику. Даже сейчас «экономисты» не понимают места и роли партии в экономике.
Напомню, что уже в начале 30-х годов политику индустриализации СССР поддержал и уплывший в эмиграцию великий князь Александр Михайлович Романов. Выступая в клубе Армии и Флота США, где речь шла о событиях в Советской России, в частности о выполнении первого пятилетнего плана, подчеркнув, что он, прежде всего русский человек и потом только князь, заявил: «Россия больше никогда не опустится до положения мирового отстойника. Ни один царь никогда не смог бы претворить в жизнь столь грандиозную программу, потому что его действия сковывали слишком многие принципы, дипломатические и прочие. Нынешние правители России — реалисты. Они беспринципны — в том смысле, в каком был беспринципен Пётр Великий. Они так же беспринципны, как ваши железнодорожные короли полвека назад или ваши банкиры сегодня, с той единственной разницей, что в их случае мы имеем дело с большей человеческой честностью и бескорыстием...». (Александр Михайлович. Мемуары Великого Князя).
Михаэль Дорфман, писатель (Нью-Йорк, США):
Всё вместе и еще много другого. В 1917 году условий для перехода к социализму в России не было, но была возможность взять власть. Большевики во главе с Лениным этим воспользовались, однако вместо обещанной власти советов (расстрелянной в Кронштадте) вместо диктатуры пролетариата получилась диктатура одной партии, во многом волей-неволей вернувшаяся к старым имперским российским форматам и к тем же общественным , экономическим, организационным и национальным проблемам, которые разрывали Российскую империю в 1917 году. Говорят, что география — это судьба. Судьбу обмануть не удалось. Россия как была Россией, так и осталась. Обжулить Маркса тоже не удалось. Социализм оказался невозможным без демократии и экономического развития. Более того, в 21 веке непонятно, состоятелен ли государственный социализм вообще? Однако, у того же Маркса есть что история повторяется, сначала в виде трагедии, а потом в виде фарса.
Людмила Богуш-Данд, бизнес-тренер (Украина — США):
Думаю, что в России просто накопилась так называемая «критическая масса» подавляющих личностей — есть такое определение. Подавляющие личности — это люди в основной своей массе антисоциальные, т.е. стремящиеся к тому, чтобы ухудшить состояние окружающих их людей. Они могут делать это сознательно или не осознанно, но сути это не меняет: их задача заключается в подавлении других людей.
Существует статистика, что в целом процент таких личностей в обществе составляет около 2,5%, и я думаю, что они могут просто скапливаться в определенных местах или регионах. Большая часть этих людей накапливается в криминальных кругах, меньшая — идёт в политику, увы! Не буду заявлять, что ВСЕ политики относятся к разряду подавляющих личностей, но когда мы смотрим на результаты деятельности политических партий и государственных организаций, то иногда их нельзя объяснить ничем иным, кроме как целеустремленным стремлением к развалу и уничтожению.
Вторым влияющим фактором всё-таки следует считать деятельность германских спецслужб, направленную на разрушение Российской Империи как сильного врага. И поддержка криминальных элементов сыграла немаловажную роль. Ведь революционные идеи бродили по всей Европе, а вызрели именно в России — здесь без помощи не обошлось.
И вот результат: криминал у власти (большая часть большевиков имела в своём послужном списке отсидки не только по политическим причинам), а рядом с ними — «гнилая» интеллигенция на службе, которая вместо того, чтобы заниматься прямым интеллигентским делом, т.е. научными исследованиями и технологическими разработками, стала просто фабриковать философско-социальные оправдания и обоснования. Как только они настрочили достаточное количество псевдонаучных работ, криминал счёл их выполнившими свою роль и уничтожил, чтобы дать место уже новой — советской, «правильно воспитанной».
Проиграла ли от этого Россия и как страна, и как народ? Несомненно.
Юрий Юрьев, политконструктор:
Это была великая попытка, которую мог себе позволить только великий народ, одолевший ранее за тысячелетие дюжину величайших империй. Почти столетие великий народ защищал свою великую попытку против всего остального мира в пропорции один к двадцати. И никто не мог одолеть великий народ в его великой попытке, пока сам народ не передумал. Вот так это будет выглядеть в следующем тысячелетии, когда потомки разберутся, кто действительно первым вышел в Космос, а кто и в 21-м веке не может повторить в реальности свой гордый фильм о высадке на Луне. Это объяснение происшедшего, надеюсь, удовлетворит всех. А иные объяснения могут опираться на 55-томник Ленина, на труды Сталина и все виды нынешних исследований об элитаризме и эгалитаризме, включая ранее опубликованные здесь.
Даниэль Штайсслингер, журналист и переводчик (Израиль):
Революционное развитие под воздействием обстоятельств — неизбежности новой мировой войны — было свёрнуто, и страна вернулась к своему любимому занятию — геополитическим поигрушкам и бряцанию оружием. Но при этом у населения не было даже лазейки, чтобы от всего этого спрятаться: отсутствие частной собственности сделало всё население частной собственностью чиновничьего класса. Так что, можно сказать, что революции 1917 года просто не было: кому-то показалось, что она произошла.
Сандра Новикова, журналист и блогер:
Это была успешная операция, организованная геополитическими врагами России, в первую очередь теми, кого мы условно называем «англосаксами», то есть Западом. Результатом этой операции было то, что Запад практически полностью уничтожил Россию, и получил еще ряд мелких бонусов: например, с разрушенной Россией теперь можно было не делиться плодами победы в первой мировой войне; некоторые теоретики-«коммунисты» получили возможность на практике проверить свои теории на стране, которую им не было жалко, и т.д., и т.п.
Однако недаром пословицы говорят, что русские что ни делают, у них получается либо автомат Калашникова, либо Т-34. Какую бы страну не начинали строить русские, у них всё равно получается православная империя. И потому после революции случилось то, чего, по-видимому, не ждал Запад — под руководством Сталина империя возродилась в ипостаси СССР. Более того, эта ипостась России стала сверхдержавой и самой могущественной (пока — мы надеемся, что следующая ипостась, «Евразийский Союз», станет ещё более могущественной) её ипостасью. Именно во времена СССР был создан, ценой невероятных усилий всего народа, ядерный щит, по сей день, прикрывающий наше небо, и материальная база, за счёт которой мы и смогли пережить лихолетье 90-х годов.
Так что теперь главная задача каждого патриота такова: нужно, не охаивая СССР (я напоминаю, что патриот любит Россию во всех её ипостасях), извлечь уроки из прошлого, то есть выяснить: почему стал возможным октябрьский переворот, уничтоживший великую империю? И почему в 1991 году, всего лишь через семьдесят с небольшим лет после переворота, рухнула вторая сверхдержава мира — СССР?
Сергей Сибиряков, политолог, координатор международной экспертной группы ИА REX:
Любые революции происходят в условиях кризиса государственной системы и общественного сознания народа. Вспомним ситуацию накануне революции глазами очевидца тех событий русского философа Николая Бердяева. «России грозила полная анархия, анархический распад, он был остановлен коммунистической диктатурой, которая нашла лозунги, которым народ согласился подчиниться. Разложение императорской России началось давно. Ко времени революции старый режим совершенно разложился, исчерпался, выдохся. Война докончила процесс разложения... Никогда в стихии революции... не могут торжествовать люди умеренных, либеральных, гуманитарных принципов... Большевизм, подготовленный Лениным, оказался единственной силой, которая с одной стороны могла докончить разложение старого и с другой стороны организовать новое. Только большевизм оказался способным овладеть положением, только он соответствовал массовым инстинктам и реальным соотношениям» (Н.А. Бердяев «Истоки и смысл русского коммунизма»).
На эту ситуацию внутрироссийского хаоса наложились и внешние интересы. У германского генштаба была главная задача — вылезти из убийственной позиции войны на два фронта. А у большевиков — Мировая революция. Финансовые воротилы свою задачу — сделать максимально прибыльный гешефт, наживаясь на войне и послевоенном разделе бонусов. На определенном этапе их цели шли в параллельном направлении, они стали нужны друг другу, немцы оттягивали военное поражение, большевики получали плацдарм для экспансии, а еврейско-саксонская финансовая олигархия выкидывала Россию из получателей дивидендов победителями.
В истории древних цивилизаций уже были революции, сметавшие в сходных исторических условиях правящие элиты. Египтологи утверждают, что первые государства рабов и феллахов возникали в результате всенародных восстаний ещё в Древнем Египте и существовали в пределах двух веков, а затем всё возвращалось к элитарной форме правления. Интересно что египтологи периоды победы рабов и феллахов называют кратко:"на страну опускалась ночь«, прекращалось строительство, умирала культура и искусства. Разрушались величественные религиозные храмы. Всё это напоминает начало 20-х в СССР.
Но в отличие от упомянутых древнеегипетских революций, переворот, совершённый большевиками, перерос в социалистическую революцию, потому что был основан на чётких идеологических принципах. Произошла смена политико-экономической формации. Великая Советская Держава, несмотря на трудности переходного содержания, стала могущественной страной с индустриальным взлётом, с мощным развитием экономики, наращиванием военной мощи, сумевшей выиграть самую кровавую войну за всю историю человечества. Произошел скачок в науке, культуре, искусстве и спорте. Советский Союз стоял вровень с самыми могущественными державами мира, а некоторые превосходил по многим показателям. Но либералы, утратившие власть в октябре 1917 года, перехватили её в 1991 году, ликвидировали Великую Советскую Державу, и на её обломках строят сотни дворцов, похоронив Величие России и глумясь над её народом.
Великая Октябрьская Социалистическая Революция вывела человечество на новую, высшую ступень развития. То, что СССР не удержался на этой ступени, нет ничего экстраординарного — всегда новое с трудом пробивало себе дорогу, так как основная масса людей консервативна, так заложено природой. Вспомним судьбу Галилео Галилея — и все-таки она вертится! Поэтому нет никакого сомнения, что будущее всего человечества — социализм. Вот только сегодня, отмечая 95-ю годовщину Великой Октябрьской Социалистической Революции, приходится с грустью вспоминать пару строк из из стихотворения «Железная дорога» (1864) великого русского поэта Николая Некрасова: "Жаль только — жить в эту пору прекрасную / Уж не придется — ни мне, ни тебе.
Комментарии читателей (0):