Вице-премьер Украины Сергей Тигипко считает, что вопрос о том, куда стране следует интегрироваться — в Таможенный союз или в Европейский союз, — должен решаться на общенародном референдуме.
«Если возникнет такая дискуссия — она должна быть общенародной. Если понадобится для этого референдум, то и на это надо идти тоже», — сказал Тигипко.
«Говорить о том, что идёт какая-то подготовка, я не могу, потому что я не знаю ничего о такой подготовке», — сказал вице-премьер. Со своей стороны, Тигипко высказал мнение, что было бы хорошо, если после выборов в Верховную раду был бы получен дополнительный импульс для углубления сотрудничества Украины с Таможенным союзом. «Дай Бог, чтоб такие стимулы у нас появились, и мы нашли точки соприкосновения с Россией, поскольку не предполагается, что её экономика будет падать так, как европейская», — заявил он.
ИА REX: Решится ли украинская власть на проведение такого референдума?
Станислав Стремидловский, политолог, главный редактор газеты «Цена вопроса»:
Странно и непонятно, чего так стесняется действующая украинская власть, что ей для озвучивания решения идти в Евросоюз или Таможенный союз требуется подпорка в виде так называемого «народного мнения». В конце концов, давайте вспомним 1991 года. 17 марта состоялся Всесоюзный референдум о сохранении СССР. На нём за необходимость сохранения СССР как обновленной федерации равноправных суверенных республик проголосовало 70,2% украинцев. И в тот же раз 80,2% украинцев утвердительно ответило на вопрос, должна ли Украина быть в составе Союза Советских суверенных государств на основе Декларации о государственном суверенитете Украины. А уже 1 декабря 1991 года состоялся Всеукраинский референдум, и 90,32% украинцев поддержали акт провозглашения независимости Украины. Таким образом, можно сказать, что референдум на Украине не является способом узнать настоящее мнение народа, потому что у народа этого мнения нет. Как власти решат, то украинцы и поддержат. Думаю, что Сергей Тигипко это прекрасно понимает.
Юрий Юрьев, политконструктор:
Украинская власть находится в положении, когда многовекторно ищутся многие любовники, и ни одного мужа. Поэтому рассчитывать на референдумы пока не приходится, ни о государственном статусе русского языка, на чём заманивались избиратели, ни на воссоединение с Россией или, кому как, с Австро-Венгрией или Турцией. Впрочем, и российская власть предпочитает редкие сношения с даже столь верной местностью, как Приднестровье, что давно проголосовало за воссоединение с Россией, но до сих пор дожидается России. Так что — любовь должна быть взаимной.
Михаэль Дорфман, писатель (Нью-Йорк, США):
Может быть, решиться, может быть нет. Ведь исход референдума зависит от того, как спросить. Не исключено, что ратуя за референдум, власть преследует совершенно иные цели, не имеющие отношения к выбору направления интеграции Украины. Ведь понятно, что Украине нужны оба направления для интеграции, как на востоке, так и на западе. Украина находится в хорошем положении, и могла бы извлечь пользу от нахождения в обоих сообществах. Тем более, что какие-то формы участия Украины приветствуются и в Таможенном союзе и в Евросоюзе.
Сандра Новикова, журналист и блогер:
Я думаю, что украинская власть на такой референдум не пойдёт. Однако мнение Тигипко, что «было бы хорошо, если после выборов в Верховную раду был бы получен дополнительный импульс для углубления сотрудничества Украины с Таможенным союзом. «Дай Бог, чтоб такие стимулы у нас появились, и мы нашли точки соприкосновения с Россией, поскольку не предполагается, что её экономика будет падать так, как европейская», поддерживаю целиком и полностью. Так что гораздо лучше было бы, если бы власть, не заморачиваясь никакими референдумами, просто приняла бы решение о присоединении Украины к Таможенному и Евразийскому союзу — и всё. Увы, власть не хочет идти и на это. Однако то, что о Таможенном Союзе заговорил такой достаточно влиятельный политик как Тигипко, всё же лучше, чем ничего.
Ирина Мороз, специалист в области маркетинга и PR:
Заявление Тигипко — не более чем предвыборная стратегия. На самом деле спрашивать украинский народ власть вряд ли захочет. С другой стороны, для того чтобы разобраться в том, куда же Украине интегрироваться необходимо обладать глубокими знаниями в политике, экономике, которыми обладают немногие в стране, и ещё меньшее количество людей обладают достоверной информацией об экономических трендах обоих направлений. Поэтому отдавать на выбор народу путь интеграции — не самое лучшее решение, никто же не приглашает сантехника для разработки системы электросетей. С другой стороны, вызывает сомнения и то, что политики и чиновники, которые должны ориентироваться в данном вопросе — хорошо понимают перспективы и выгоды каждого объединения, и готовы действовать в интересах народа.
Допускаю, что власть может объявить референдум, как прикрытие для своих действий, заранее объяснив народу, как нужно голосовать, и будучи уверенной в результатах.
Тигипко в какой-то мере прав, говоря о падении европейской экономики, но в любом случае Запад попытается сохранить финансовую стабильность за счёт других стран, в т.ч. России, и не факт, что российское руководство сможет и захочет этому противостоять.
Комментарии читателей (0):