Российские вузы второй раз подряд не вошли в список 200 лучших университетов планеты по версии авторитетного издания, приложения газеты Times — Times Higher Education, которое публикует рейтинг на 2012-2013 годы.
Первое место в списке снова занял Калифорнийский технологический институт. В целом, в первую десятку вошло семь американских вузов. Второе место разделили Оксфордский университет в Великобритании, который в прошлом году был лишь 4-м, и Стэнфордский в США. На четвёртую строчку опустился Гарвард. В топ-10 из неамериканских университетов вошли также британские Кембриджский университет и Имперский колледж Лондона — 7 и 8 место соответственно.
«По России результаты неоднозначны. Хотя то, что её лучший вуз, Московский государственный университет, остаётся за пределами группы 200 лучших вузов мира, по-прежнему является поводом для беспокойства, он всё же приблизился к этой группе. МГУ сейчас занимает 216 место — он близок к тому, чтобы войти в число ведущих университетов. Если Россия продолжит курс на реформы и, в том числе на более тесную международную интеграцию, мы можем надеяться, что у неё хорошие перспективы», — прокомментировал итоговую таблицу рейтинга редактор Times Higher Education Фил Бейти. При этом он указал и на другие проблемы, например, то, что Санкт-Петербургский университет сейчас вышел из списка 400 лучших вузов мира.
Хотя в список вошло 76 вузов из США, авторы исследования призывают смотреть глубже на тенденции, заявляя, что смещение идёт всё же в пользу Востока. Во-первых, у 51 американского университета рейтинг понизился по сравнению с прошлым годом. При этом вырос рейтинг обоих ведущих вузов Китая, входящих в число 200 лучших университетов мира: Пекинский университет переместился с 49 на 46 место, а Университет Цинхуа поднялся сразу на 19 строчек рейтинга, с 71 на 52 место.
Высокая доходность позволила двум ведущим сингапурским вузам укрепиться в рейтинге. Национальный университет Сингапура переместился с 40 на 29 место, а Технологический университет Наньянга стремительно поднялся в рейтинге со 169 на 86 место. При этом самым успешным азиатским вузом всего списка стал Токийский университет, занявший 27 место.
Times Higher Education при участии информационной группы Thomson Reuters с 2004 года публикуют рейтинг мировых вузов (World University Rankings) на основе уровня образовательных и исследовательских программ, цитируемости научных статей, количества иностранных студентов и специалистов и так далее. Существует ещё весенний рейтинг по репутации у профессорского состава.
При подготовке рейтинга ведущих университетов мира был проведён опрос в академической среде (16,6 тыс респондентов в 2012 году), выполнен анализ 50 млн цитирований, учтены такие показатели, как доходность от исследований вузов, соотношение числа студентов и преподавателей, соотношение количества присваиваемых научных званий с численностью научно-преподавательского состава и так далее.
ИА REX: Почему российские, украинские и белорусские ВУЗы не вошли в рейтинг лучших ВУЗов мира?
Григорий Трофимчук, политолог, первый вице-президент Центра моделирования стратегического развития:
Россия, к сожалению, не умеет вести войну рейтингов, в том числе в такой сфере как глобальное соревнование вузов. Кстати, та же самая картина наблюдается и в другой сфере — рейтинге экономик стран АТЭС, где Москву ставят и ставят на нижние полки.
Причина вытеснения российских и белорусских заведений из этих списков — проста и очевидна. Если вуз не входит в корпоративный топ-лист, со временем туда не будут стремиться абитуриенты (и из постсоветских стран тоже, что в данном случае стратегически важно), у вуза не будет денег, и он со временем тихо умрёт, как и вся российская наука.
Тенденция дрейфа ведущих вузов РФ внутри соответствующих мировых рейтингов говорит о том, что в ближайшие десятилетия их выдавят не только из первых сотен, но и за пределы квалификации вообще. При этом почти никто не сомневается в том, что система оценок вузов — абсолютно субъективна, как, например, и судейство в фигурном катании.
Уже сейчас и МГУ, и его остальные элитные российские коллеги должны отдать себе в этом отчёт. При этом наметив программу — как выправить эту тенденцию, имея в виду, что формируется она совсем не по «опросам специалистов» и не по другим «объективным критериям», а в духе и традициях обычной информационной войны. Только на этот раз ситуация намного хуже, так как данная война подрубает одну из цивилизационных свай самого российского государства.
Поэтому покупая западных педагогов (для того же Сколкова), механически перенимая западные методики и правила (в том числе двухуровневую схему с бакалавриатами и магистратурой), Россия сама помогает толкать себя в пропасть. Только действуя по оригинальной схеме, только доказывая преимущества собственной системы образования, отечественные вузы способны вырваться из тупика. И расписывать эти преимущества в глобальном измерении должны не сами педагоги, не чиновники из министерства образования, а специально нанятая под этот проект узкая группа специалистов.
Эта группа может включить самые разные формы параллельного воздействия, где главными должны быть простые и понятные, для жителя любой страны мира, рекламные ходы, в том числе ролики для Youtube, демонстрирующие, чуть ли не на грани примитива, откровенную тупость выпускника одного вуза в отличие от конкретного другого. Здесь будет работать — только на совершенно ином уровне — та же самая схема, которая сработала в мозгах всех россиян. Ведь россияне сегодня абсолютно уверены в том, что средний российский ученик намного тупее ученика советского, который знал не только основы астрономии, но и грамотно, в своей массе, писал и говорил на родном языке.
Если нечто подобное будет реализовано в масштабе мирового общественного мнения, то российские вузы смогут получить шанс на выживание. Дело — лишь за технической частью, на которую у нас, как всегда денег нет.
Михаэль Дорфман, писатель (Нью-Йорк, США):
Не секрет, что некоторые вузы в РФ, Украине и Беларуси торгуют дипломами. МГУ как раз блюдёт свой мунднир. Однако настораживает, что рейтинг учитывает доходность, поскольку коммерциализация высшего образования подрывает саму концепцию высшего образования и свободных научных исследований не меньше, чем политизация.
Сандра Новикова, журналист и блогер:
Тут мы прежде всего должны задать себе вопрос: а судьи кто? Кто вообще составляет эти рейтинги ВУЗов? Ах, западники? Ну, тогда всё понятно: мы неоднократно наблюдали, как те же самые западники, оценивая, скажем, «уровень демократии в стране», ставили Россию и Белоруссию на много пунктов ниже, чем такие «сверхдемократические» страны, как Афганистан и Иран; как они раскручивали каких-то невесть откуда взявшихся «популярных блогеров», называя их «влиятельными политиками», и т.д., и т. п. Те же самые люди составляют и рейтинги ВУЗов, а потому нечего удивляться, что российские и белорусские университеты в те рейтинги не попадают.
Комментарии читателей (0):