Теория Гумилёва и Кавказ: мнения

Можно ли с помощью теории Гумилёва объяснить стрельбу на дагестанской свадьбе в Москве
3 октября 2012  17:23 Отправить по email
Печать

1 октября - один из знаменательных юбилеев 2012 года - 100-летие со дня рождения Льва Николаевича Гумилёва (1912–1992) отечественного учёного и мыслителя, историка, географа, востоковеда, этнолога, создателя пассионарной теории этногенеза, объясняющей причины рождения и смены целых народов. В ознаменование юбилея 2 октября в Санкт-Петербургском государственном университете прошла международная научная конференция «Научное наследие Л.Н.Гумилёва: истоки, эволюция, проблемы восприятия".

Главный редактор «Независимой газеты», политолог, декан Высшей школы (факультета) телевидения МГУ имени Ломоносова Виталий Третьяков в честь юбилея Льва Гумилёва прокомментировал тему дагестанской свадьбы со стрельбой в центре Москвы цитатой учёного.

"ХИМЕРА – форма сосуществования двух или нескольких несовместимых этносов разных суперэтнических систем, при котором исчезает их своеобразие. Выросшие в зоне контакта люди не принадлежат ни к одному из контактирующих суперэтносов, каждый из которых отличается оригинальными этническими традициями и ментальностью. В ХИМЕРЕ же господствует бессистемное сочетание несовместимых между собой поведенческих черт, на место единой ментальности приходит полный хаос царящих в обществе вкусов, взглядов и представлений. В такой среде расцветают антисистемные идеологии. Возникшие в недрах ХИМЕРЫ антисистемы выступают, как правило, инициаторами кровопролитных конфликтов, либо ХИМЕРА делается жертвой соседних этносов. ХИМЕРА может существовать в теле здорового этноса подобно раковой опухоли, существуя за его счёт и не выполняя никакой конструктивной работы. При этом она может быть относительно безвредной (пассивной), либо же становится рассадником агрессивных антисистем".

ИА REX: Насколько подходит теория Гумилёва для данного случая в частности и симбиоза русского этноса с кавказскими этносами в целом?

Ростислав Ищенко, политолог, президент «Центра системного анализа и прогнозирования»:

Данный случай не взаимодействие этносов, а взаимодействие пауперизированного населения столицы, оторвавшегося от корней и попавшего в диковинную атмосферу мегаполиса, в котором собрались миллионы таких же искателей лучшей жизни самых разных национальностей, рас и вер. На Кавказе Россия с Кавказом прекрасно, хоть и не всегда мирно взаимодействовала полтысячелетия. А в Москве и люберецкие с мытищенскими ни город поделить, ни цены себе сложить не могли. Поэтому, если говорить о России в целом, то теория не применима, а если о Москве, то да - химера, в той же степени, в какой Париж или Лондон франко - и англо-мусульманская химеры.

Юрий Юрьев, политконструктор:

В данном конкретном случае уместна не теория Гумилёва, а ответная стрельба. Кстати, закон дал недавно такое право на самозащиту. Надеюсь, что теперь на выстрел агрессора прилетит десяток пуль от мирных граждан и сотня заявлений о том, что агрессор начал первым.

Прикрываться же от конкретных пуль мнением Третьякова о Гумилёве целесообразно лишь в том случае, если стреляющий агрессор сможет посмеяться и сбить этим прицел. Если же агрессор не понимает юмора, то первый выстрел попадёт в томик Гумилёва, а второй - в того, кто им размахивает. И даже если назвать Гумилёва Джемилевым - это не изменит схемотехники огневого контакта, где не получающий ответного огня - не прекратит свой никогда.

Исторический опыт кавказских войн 1870 года показал, что Кавказ уважает вечные ценности, например меткую стрельбу. Соответственно, диалога можно достичь только на базе взаимно уважаемых ценностей. И если авторитет Ярыгина, Макарова, Свиридова, Стечкина, Калашникова, Микояна и Гуревича, Сухого и даже Туполева - выше, чем авторитет Гумилёва, то есть смысл демонстрировать владение их достижениями, а потом - советовать: "Прочти Гумилёва, он хорошо патроны экономит и способствует долголетию".

Андрей Давыдов, журналист:

В данном случае все мы выросли в зоне контакта с... бездуховным либерализмом, главными ценностями которого являются бабло и понты. На вопиющий пример с дагестанской свадьбой в центре Москвы я бы ответил рядовым сообщением РИА "Дагестан" ровно год тому назад: "Актуальной для дагестанского города Избербаш проблемой остаётся стрельба в воздух на свадьбах. Об этом заявил глава администрации города Абдулмежид Сулейманов на совещании, посвящённом криминогенной обстановке в республике и в городе. Начальник ОВД сообщил, что регулярно в отделение полиции доставляются задержанные, обвиняемые в подобном нарушении. Однако ни штрафы, ни временное заключение под стражу виновных пока не могут разрешить эту проблему, отметил он».

И что вы хотите от подобных дагестанских гостей, понаехавших на свадьбу земляка? А не пригласить их он не может. Как справедливо заметил Рамзан Абдулатипов, в таком случае нужно саму свадьбу переносить в Дагестан. И при соответствующей политической воле это дилемму удастся разрешить довольно быстро. А воля будет, потому что бурление общественного негодования достигает взрывной стадии.

Химеру можно если и не убить, то посадить на цепь. Что и делалось неоднократно в Российской империи.

Сандра Новикова, журналист и блогер:

Ну, во-первых, и Лев Гумилев ошибался.

Во-вторых, мне интересно, что, собственно, Третьяков хочет этим сказать? Какие будут его предложения? Я подозреваю, что Третьяков пытается подвести «научную базу» под вопли и сопли в стиле «Хватит кормить Кавказ!» и «Эта Рашка катится в пропасть и скоро станет жертвой других этносов!» (кстати, я вот не пойму, где это он нашёл на территории России представителей «западного» суперэтноса – кто это, либералы, что ли?), а предложений никаких у него нет.

А я скажу так: поскольку мы, в отличие от западных общечеловеков, не загнали в своё время этносы, находящиеся на другой стадии развития, в резервации, ибо это не наш, не русский метод, остаётся только одно - учиться жить вместе. А чтоб эта совместная жизнь не привела к хаосу и расцвету антисистемных идеологий, нужно:

1. Соблюдать обязательные для всех граждан страны законы.

2. Помнить, что дозволено в родном ауле, не дозволено в Москве. В ауле допустимо палить в воздух на свадьбе и резать баранов на улице, а в столице - нет. Так что хочешь резать баранов на улице – поезжай в родной кишлак. Хочешь жить в столице? Веди себя, как подобает столичному жителю. А заставить некоторых граждан вести себя должным образом можно, было бы желание: обратите внимание, что во время прошлогоднего курбан-байрама публичные жертвоприношения были практически сведены на нет – посмотрим, что в этом году будет.

3. Следить за молодёжью. Мне кажется, что молодые люди, пляшущие лезгинку на улицах и стреляющие в воздух на своих свадьбах, делают это не потому, что в них сочетаются несовместимые поведенческие черты – наоборот, они проявляют свою ментальность. Но проявить её в родном ауле во всей её красе мешает надзор со стороны старших, общественное мнение и т.д. А вот в столице такого строгого надзора нет, и молодые люди как бы срываются с цепи. А сорвавшихся молодых людей надо призвать к порядку.

Помните «Манежку» почти два года тому назад? Помните истерические вопли в интернетах, что возможны столкновения между русскими и выходцами с Кавказа? Так вот тогда Рамзан Кадыров заявил: ««Ни один чеченец не выйдет 15 декабря на площадь у торгового центра «Европейский». Я официально заявляю: если кто-то из чеченских ребят позволит себе принять участие в массовых выступлениях в Москве, связанных с последствиями беспорядков на Манежной площади, на него через его родных и близких будет оказано воздействие в соответствии с нашими обычаями и традициями, которые не допускают неповиновение младшего приказу старшего, в данном случае – требованию главы республики…». Вот примерно это я и называю следить за молодёжью.

4. И пробуждать у русского народа жизненные силы, то, что Лев Николаевич Гумилев называл пассионарностью. И когда русская молодёжь сможет выйти на площадь и станцевать «Калинку», «Барыню», или, ещё лучше, «Шамилю никакая лезгинка будет не страшна…

Правда, тут нам могут возразить, что русские как народ, у которого давно уже произошло разделение на городскую и деревенскую культуру, не нуждается в таких средствах самоутверждения, как пляски на площадях и стрельба в воздух.

Я на это отвечу: это резонное возражение. Но, с другой стороны, святые отцы учили нас, что с язычниками следует говорить как с язычниками…

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Чувствуете ли Вы усталость от СВО?
51.5% Нет. Только безоговорочная победа
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть