На Киевском вокзале в Москве произошёл примечательный случай самоорганизации населения в условиях бездеятельности полиции. Интернет-издание «Свободная пресса», рассказало о том, как удалось с помощью призыва в социальных сетях спасти от расправы двух россиянок и задержать преступников.
«22-летняя москвичка Анастасия и её мама, возвращаясь с отдыха домой, 15 августа на вокзале города Кишинева вошли в поезд № 47. Положив вещи в купе, женщины попросили двух соседей-мужчин ненадолго выйти (им нужно было переодеться). Граждане Молдавии вышли. Менее чем через минуту женщины замерли от страха: услышали, как соседи переговариваются с третьим — своим земляком, подошедшим к ним в коридоре вагона: «Почему мы должны ждать, когда эти зарубежные шлюхи переоденутся? Пойдём обратно». В дверь купе забарабанили. Перепуганные мать и дочь решили не открывать. Стук становился всё оглушительнее, из коридора раздавались вопли: «Заперлись, твари! Вот мы вам сейчас покажем!» Агрессоры выломали дверь, один из них, едва ворвавшись в купе, с размаха ударил кулаком беременную Анастасию. Молодая женщина мгновенно лишилась чувств. Мужчины принялись наносить удары её матери. Помочь избиваемым женщинам решились лишь двое пассажиров. С трудом оттащили от них разъярённых молодчиков. Позднее спасители рассказали, что садисты смеялись, глядя на поверженных женщин. Пришедшие в себя через некоторое время мать и дочь выбрались в коридор и вызвали молдавскую милицию. Пришедшие милиционеры равнодушно ответили: «Хотите написать заявление — придётся выйти на следующей станции для снятия побоев. А мужчины поедут дальше. Не хотите выходить — пишите отказ от претензий к ним». Избитые, ошарашенные женщины написали отказ. Их препроводили в другое купе. Мать и дочь заперлись. Но их бывшие соседи и после этого не унялись, то и дело кричали возле дверей купе: «С вокзала в Москве не уедете! Нас встретит большое количество земляков! Сидите и бойтесь!» Анастасия дрожащими от страха руками набрала на мобильном номер телефона мужа. Услышав о том, что грозит его близким, Сергей помчался в линейный отдел внутренних дел на Киевском вокзале.
— Я знал, что полиция у нас не такая, как на Западе, но не думал, что столкнусь с таким потрясающим равнодушием, — рассказывает Сергей. — Полицейский махнул рукой: «Это произошло в другой стране — ничем помочь не можем». Я едва не потерял дар речи: «Они находятся в западне — не могут выйти из купе. И на Киевском вокзале их поджидает опасность». «Это произошло в другой стране...» Я попросил полицейского предъявить удостоверение, чтобы подать жалобу на отказ в принятии заявления. Едва раскрыв документ, он захлопнул его. Я сказал, что мне нужно записать его данные. Получил ответ: «Некогда с вами разговаривать». Что было делать? Бегом — домой. Бросил клич в соцсетях: «Помогите!».
Люди откликнулись мгновенно.
— Я не ожидал, что отыщется столько неравнодушных людей. На помощь нам примчались примерно 150 человек! — продолжает Сергей. — На вокзале крутилось много омоновцев и полицейских. Приехал начальник полиции всех московских вокзалов, полковник из ФСБ, милицейские начальники из Молдавии.
Подъехал поезд, к пятому вагону стянулась огромная толпа. Никто нам не препятствовал. Открылась дверь вагона, вышла проводница. Кто-то укоризненно бросил ей: «Куда ты смотрела?» «А что я могла сделать?», — вспоминает Сергей вчерашнюю встречу родных на вокзале. — Полицейским ничего не оставалось, кроме как задержать типов, избивших моих близких. Двоих схватили, третьему «герою» удалось сбежать через другой вагон. Полицейские заверили меня: «Обязательно поймаем. Найдём по билету» «.
ИА REX: Можно ли считать этот случай самоорганизации граждан в социальной сети проявлением гражданского общества?
Олег Антипов, народный депутат Украины пятого созыва, полковник запаса:
Да, частично можно согласиться, что социальные сети способны консолидировать разные социальные и этнические группы людей. Но при чём здесь социологический термин «гражданское общество»? Этот термин принято понимать совсем в другом смысле. Этот инцидент демонстрирует, что сопереживание и взаимопомощь людей, образно говоря, с одной стороны как «пережитки советского образа жизни» (советский коллективизм), так и с другой стороны буржуазно-националистическое озверение этих подонков, избивших женщин. А интернет в целом и социальные сети в частности должны стать эффективным подспорьем для объединения хороших людей — это факт.
Павел Крупкин, научный руководитель Центра изучения современности (Париж, Франция):
На мой взгляд, это просто нормальная реакция сограждан на ситуацию чрезвычайного положения.
Людмила Богуш-Данд, бизнес-тренер (Украина — США):
Социальные сети — это уже не игрушки, а новая реальность, причём серьёзная. И главная её особенность в вездесущности и скорости. Да, ещё не весь мир охвачен всемирной паутиной, но она расширяется, а не сужается. И, как и колонии муравьев или пчёл обладают коллективным сознанием, так и колонии людей, объединенных сетью, также должны обладать коллективным духом. Тем более что сейчас социальные сети действительно объединяют людей по интересам, а не по долгу службы. А, как известно, интерес цементирует сильнее!
Лариса Бельцер-Лисюткина, культуролог, кандидат философских наук (Германия):
Нет, это этническая солидарность, а гражданское общество — это институты и объединения, которые осуществляют представительство не представленных политическими партиями и судебной системой интересов граждан. Гражданские инициативы не «граничат» с судом Линча, не имеют ничего общего с насилием и уж тем более со стратегиями этнической солидарности. Принцип гражданства и этнос — это «две большие разницы», как говорят в Одессе.
Ефим Андурский, правозащитник:
Безусловно, этот случай можно назвать практической реализацией модели взаимопомощи и самоорганизации граждан, которая есть частью нарождающегося в социальных сетях гражданского общества.
Кирилл Мямлин, публицист:
Да, согласен. Могу добавить, что главный вывод, который можно сделать из этой истории — только наша самоорганизация спасёт нас — как от распоясавшихся преступников, так и от распоясавшихся чиновников.
Юрий Юрьев, политконструктор:
В какой-то мере это можно считать «набатом», на который прибыли полторы сотни человек, и ещё — полиция, и даже чины молдавской милиции. Это удачный прецедент по типу первой «Манежки». Теперь подобное станет правилом. Не только потому, что это душевно и полезно, но и потому, что интересно.
Игорь Богатырёв, журналист:
Разумеется можно. Тем более что в данном случае имело место полное безразличие властей, то есть по сути — государства, к проблемам своих граждан, и даже к угрозам в их сторону. Когда государство прекращает выполнять свои функции, гражданам не остаётся ничего иного, как брать их на себя. В перспективе — с самосудом и прочими побочными эффектами.
Комментарии читателей (2):
Аналогия:
В болоте тонут деревенские жители. Один купил мегафон и когда тонул- громко кричал. Прибежали, спасли. И всё)
Самоорганизацией БЫЛО БЫ:
1. Собрать деньги, собраться самим. Построить мостки-гати
2. Оповестить местных картами безопасных проходов
3. Продумать систему КАК поддерживать мостки в порядке- например раз в год их восстанавливать
А то что описано- лишь пример мощного усилителя крика. Раньше кричали в мегафон, сейчас в социальные сети.