После завершения Евро-2012 в интернет-СМИ Украины стали мелькать тревожные заголовки о сложной экономической ситуации: «„Нафтогаз Украины“ одолжил у „Газпромбанка“ 2 миллиарда долларов»; «Золотовалютные резервы Украины сократились на 1,4 млрд долларов»; «Экс-министр экономики считает, что Украина шагает к дефолту».
ИА REX: Насколько реален дефолт Украины?
Юрий Юрьев, политконструктор:
Да, Украина шагает к дефолту. В качестве вводной — верхняя часть айсберга про кредит Нафтогазу от России. Я продолжу описанием нижней части айсберга — работу облгаза в Украине, чтобы было понятней, что происходит в целом.
Итак, однажды потребитель газа в Украине обнаруживает, что у него украдена часть трубы подвода газа в жилище. Вывинчена или выварена. Потом оказывается, что это сделала бригада Облгаза. Потом выясняется, что потребитель должен 200 гривен и вместо судов и пени — его будут лишать газа таким вот методом, пусть он хоть замёрзнет и умрёт вместе с семьёй. Потребитель оплачивает эти 200 гривен, и неделю ждёт справку об отсутствии задолженности. Потом — ему возвращают сегмент трубы, но взыскивают по прейскуранту 50 долларов за ввинчивание сегмента трубы или 200 долларов за сварку. И так — для каждого частного лица с автономным отоплением. Вот так Украина обеспечивает оплату за газ. И ей всё время не хватает денег. А эта нехватка и есть признак дефолта.
Хотя, как видите, облгаз фактически вымогает предварительную оплату с запасом, и бодро уверяет Киев: «У народа деньги есть, народ даже вперёд платит». И, тем не менее — «Нафтогаз» не имеет средств. Вероятно, его банкротят.
Что же касается иных показателей движения Украины к дефолту, то нужно вникать во все составляющие. К примеру, сумма задолженности государства Украина во исполнение решений Евросуда по правам человека — это тоже долги гражданам. А запрет президента ещё Ющенко об исполнении взыскания долгов с энергопоставщиков — это скрытый долг. В Украине множество латентных долгов, например работодателей работникам, укрываемых органами МВД при заявлениях о мошенничестве работодателей. А долги Украины гражданам по Сбербанку СССР лишь кажутся малозначительными в сравнении с долгами иностранным кредиторам, на деле за такие долги мстят в поколениях. В общем, если копнуть, то может оказаться, что слова Украина и долги это синонимы, и теперь — подумать о дефолте.
Александр Кулик, политолог:
Заявляющий о дефолте Богдан Данилишин был министром экономики в правительстве отбывающей ныне тюремный срок Юлии Тимошенко. Он сам избежал судебного преследования лишь потому, что успел вовремя бежать из страны, попросив политического убежища в Чехии. Естественно, ожидать от господина Данилишина не политизированного экономического анализа действий нынешней украинской власти было бы наивным. Тем более в условиях, когда развернулась избирательная кампания, и украинская оппозиция вынуждена изыскивать способы убеждать избирателей не голосовать за партию Януковича. Все заявления, с которыми сейчас выступают украинские политики, необходимо воспринимать в контексте избирательных технологий и весьма осторожно относиться к катастрофическим прогнозам с той или иной стороны.
Сергей Сибиряков, политолог, координатор международной экспертной группы ИА REX:
Дешёвого российского газа для украинских химических и металлургических предприятий Юго-востока больше нет, сверхприбылей соответственно — тоже нет. Поступления от Евро-2012 в различные отрасли экономики (около полутора миллиардов евро), позволят лишь чуть притормозить падение. Можно дискутировать только о том, объявят ли дефолт сразу после подведения итогов парламентских выборов или оттянут это на несколько месяцев. Впрочем, вполне возможно оттянуть дефолт за счёт получения кредита от России. На западные кредиты Януковичу уже не приходится рассчитывать из-за ситуации с пребыванием в тюрьме Юлии Тимошенко. Так что судьба украинской экономики в руках прагматика Путина. Что он потребует от Януковича за свою «доброту», пока сказать трудно. Осень покажет.
Комментарии читателей (0):