Стоит ли усовершенствовать нравственность человека с помощью достижений науки: мнения

Мораль – результат не медицины, а образования: эксперты о возможности с помощью медицины влиять на участок мозга, отвечающий за совесть
5 июля 2012  17:08 Отправить по email
Печать

Оказывается, учёные уже нашли механизм, включающий совесть. Не так давно сын знаменитого нейрофизиолога Натальи Бехтеревой директор Института мозга человека Святослав Медведев заявил, что обнаружил в мозге механизм, оценивающий наши действия с точки зрения морали.

ИА REX: Стоит ли усовершенствовать нравственность человека, воздействуя на мозг оперативным путём?

Людмила Богуш-Данд, бизнес-тренер (Украина — США):

Святослав Медведев — великолепный ученый-физиолог, и как жаль, что «недообразованные» интерпретаторы стремятся всё рассматривать с точки зрения «а как бы что-нибудь умное использовать для массового контроля».

Кто нуждается в массовом контроле, кого заботят вопросы о том, как бы с помощью таблетки или несложной операции превратить свободное существо в спокойного раба? Политики, психиатры, власть имущие?

Человек не является телом, он имеет тело как своеобразную биологическую машину, поэтому наличие всевозможных институтов, изучающих законы работы частей или целого этой машины, совершенно обосновано. Но можете ли вы себе представить, чтобы механику, изучающему сложную и неизведанную машину, как только он понял предназначение какого-то узла или элемента, пришло в голову попробовать этот элемент отключить, или повредить и посмотреть, что получится? Возможно, что и придёт, но только если у него под рукой будет несколько абсолютно одинаковых копий этой машины.

О чём ведётся сейчас разговор, об экспериментах на людях? Давайте попробуем отключить или подавить вот этот участок мозга как устройства, ведущего постоянный расчёт и контроль деятельности всех жизненно важных процессов тела, и посмотрим, что произойдёт? Похоже на игры ребёнка с куклой: оторву ногу и посмотрю, как она ходить будет. Святослав Медведев определённо заявляет: нельзя экспериментировать на людях. И совершенно ясно доносит мысль, что этические проблемы заложены не в мозге, не в машине, а в окружении и общественной морали.

Путь к счастливому человечеству не в медицинских лабораториях, а в образовательных учреждениях: что даётся как картина мира, какие законы предлагаются и какие цели закладываются. Моральное уродство не исправляется в операционной.

Олег Антипов, народный депутат Украины пятого созыва, полковник запаса:

Усовершенствовать нравственность, воздействуя на мозг оперативным путём невозможно, просто потому, что представления о нравственности у разных народов и в разные времена разные. В Спарте сбрасывать ущербных младенцев с утёса было нормально и нравственно, у нас это безнравственно и уголовно наказуемо. Но встроить в человека какой-нибудь чип, который станет контролировать его поведение, вполне реально. Но контроль будет не с точки зрения нравственности, а с точки зрения угодности или неугодности того или иного поведения властям.

Так устроен наш безнравственный мир, что развитие технологий и прогресса в целом не остановить, поэтому избирательное воздействие на определённые участки мозга это вопрос времени. А это мощное оружие и реальная угроза цивилизации. Процесс «чипизации» человечества уже начался. Компания «Апплайд диджитал солюшнз» (АДС) объявила о том, что Бразилия и Мексика приступили к имплантированию производимых этой фирмой микрочипов под кожу детям. АДС выпускает на рынок микрочипы, работающие на высоких радиочастотах размером всего лишь с рисовое зернышко, которые позволяют отслеживать всё, что угодно — от товаров до людей. Называется это «чудо техники» «Веричип».

Сергей Третьяков, журналист и блогер:

Наука должна не впадать в объективизм — в примитивную форму чисто эмпирического, чувственного познания, тогда как переход на уровень логического познания сразу разрубает все ложные проблемы эмпирики. Логический механизм включения-выключения совести простой, основанный на переключениях понятий о грехе или ценностях. Понятие «греха» в Ветхом Завете основано на формальной логике. Например: «Я люблю чужую жену, но это грех. Если же я отберу её себе и женюсь, то это перестанет быть грехом». Заповедей 10 и по всем есть формальная логика. А Законы РФ на ней и основаны. Стоит назвать человека преступником, когда он поверил власти и раскрыл механизм ухода от налогов, и его посадили. Другие не сидят, поскольку не поверили власти и не раскрыли ничего. Экономика ушла в тень, а власть этим довольна. Диалектическая профилактика греха дана Христом в Евангелии: не возжелай чужой жены. А механизмы логической профилактики таких желаний известны науке. По каждой заповеди есть знания научных теорий. Было бы желание применять. Но в РФ теорию не уважает элита. Отсюда потоки эмпирических заблуждений, зависимость от «просвещённого Запада» и игнорирование его знаний.

Даниэль Штайсслингер, журналист и переводчик (Израиль):

Цитата из Медведева: «Бессовестных людей не бывает, есть только разные представления о добре и зле. Что такое хорошо и что плохо, каждый человек понимает по-своему. Например, в цивилизованном обществе съесть человека — это ужасно, а для первобытных племён каннибализм — норма. Для нас убийство ребёнка преступно, а для горца, осуществляющего кровную месть, это достойный поступок». Теперь понятно, почему этого нельзя допустить? Потому что навязывание совести медицинскими методами сделает европейцев слабее, а дикарей — сильнее. Европейская мораль будет требовать милосердия, а дикарская — уничтожения, порабощения или унижения оппонента. И тогда европеец окажется не в состоянии элементарно защитить себя. В борьбе с дикарями надо допускать моральный оппортунизм, выводя дикарей за пределы множества людей в множество бешеных собак. Прооперированный европеец этого не сможет. И будет рабом на принадлежащей дикарю плантации.

Марк Сандомирский, социальный психолог, кандидат медицинских наук:

На самом деле, это так называемая «журналистская сенсация»: мозговой «детектор ошибок» описан в работах Бехтеревой и Гречина полвека назад, его связь с церебральными «механизмами» критики/самокритики, морали/совести на психологическом уровне очевидна уже по определению, а на физиологическом уровне изучается Святославом Медведевым достаточно давно. В то же время анатомическая локализация «детектора ошибок» до сих пор является «белым пятном» и, скорее всего, представляется распределённой (несмотря на узколокализационистские попытки связать его, например, с орбитофронтальной корой). Поэтому какого-либо рода радикальная «промывка мозгов» с помощью воздействия на детектор ошибок хирургическим путём или направленной электромагнитной стимуляцией пока не представляется реальной. Да и не стоит для этой цели городить академический огород — человечеством задача временного «выключения» детектора ошибок давно решена, с этим прекрасно справляется обычный алкоголь.

Алексей Дубинский, политконсультант:

Уверен, что полученные результаты в научных статьях академика описаны гораздо более точно, детально и интересно.

В последние годы виден большой прогресс в изучении работы мозга. Создаются различные устройства с нейроинтерфейсом, удаётся интерпретировать сигналы в нейросетях мозга. Через несколько лет многочисленные приёмы практической психологии, НЛП и всяческого эзотерического «шаманства» можно будет объективно зафиксировать, отследить, оценить, записать, интерпретировать и улучшить. И конечно, речь пойдёт не об отвлечённой нравственности, а о ценностях, личной эффективности и о приёмах самоуправления психическими процессами.

Кирилл Мямлин, публицист:

Необходимо помнить, что эта «кнопка не только включает, но и выключает». Поэтому принципиально важно, в чьих руках находится «скальпель воздействия на человеческое общество».

Сергей Сибиряков, политолог, координатор международной экспертной группы ИА REX:

Не стоит, потому что дорого и непредсказуемо. С этим сегодня вполне справляется пропаганда в масс-медиа. Достижения науки, которые представляют угрозу для цивилизации, нужно именовать не «прогрессом», а «регрессом» и оценивать как вредоносные. Нравственность совершенствуется с перевоплощением сущности, по мере переработки сущностью её жизненного опыта и знаний, воздействуя на мозг. Технологиями можно сделать контролируемого биоробота (киборга), но не нравственного человека. Чтобы добиться положительного результата в повышении нравственности нужно воздействовать на сущность (душу, монаду, эго, сознание ...). Человека методом кнута и пряника можно заставить внешне быть нравственным, но это не значит, что он стал таковым на самом деле. История нашей цивилизации не раз показывала, как тонок цивилизационный слой человеческой природы. Концлагеря и крематории Второй Мировой войны тому свежее напоминание.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Владимр Путин предостерёг Запад от эскалации. Подействуют ли слова на мировую закулису?
77.7% Нет
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть