Является ли экстремизмом объявление о сдаче квартиры русским жильцам: мнения

Эксперты считают, что органы прокуратуры вмешиваются в дела собственников, указывая кому сдавать жильё
2 июля 2012  13:50 Отправить по email
Печать

Калужская прокуратура считает, что типичные для россиян объявления «Сдам квартиру русским жильцам» или «Сдам жилье славянам» — это проявление дискриминации по национальному признаку.

«Как установлено в ходе прокурорской проверки, в ряде газет Калуги размещены рекламные объявления частных лиц следующего содержания: „Сдам квартиру. Русским“. Авторы указанных объявлений публично заявляют о своём намерении предоставить жилые помещения по договору найма лицам только определенной национальности, отказывая при этом остальным, тем самым нарушают права человека и гражданина в зависимости от его национальной принадлежности. В связи с этим прокуратурой области проведена профилактическая беседа с редакторами газет, размещающих рекламные объявления. Они предупреждены о недопустимости осуществления экстремистской деятельности», — грозно сообщается на сайте прокуратуры Калужской области по итогам проверки СМИ.

ИА REX: Можно ли считать экстремизмом объявление о сдаче квартиры только русским? Как в других странах воспринимают аналогичные объявления, и есть ли они?

Григорий Трофимчук, политолог, первый вице-президент Центра моделирования стратегического развития:

При желании — конечно, такие объявления можно формально квалифицировать как экстремизм. Но в этом случае калужской прокуратуре надо быть последовательной до конца: «пробить» на экстремизм название «Русская православная церковь», переименовать «русский язык» (скажем, в «российский»), а также проверить все газетные объявления о знакомствах, в которые может проникнуть, ненароком, указание на желаемую национальность потенциального мужа или невесты.

Доведение до абсурда — прямой путь к извращению любой идеи, это тем более опасно в тончайшей межнациональной сфере. Калужским правоохранителям стоило бы, прежде всего, озаботиться вопросом — а с чего появляются такие объявления? Что творится в квартирах, которые сдаются «не славянам»? Ведь есть же здесь какая-то более серьёзная причина, не связанная с понятием «толерантность», о чём хозяева квартир думают как раз меньше всего.

Если хотя бы в одной из них, сданной по всем правилам толерантности, в ближайшем будущем будут обнаружены части взрывного устройства, то бдительных авторов подобных объявлений придётся реабилитировать специальным постановлением всё той же калужской прокуратуры.

С таких, казалось бы, мелочей как объявление о сдаче квартиры «только русским» начинается реальная программа по адаптации приезжих на территории России. По замыслу Путина, они должны знать, как вести себя в Калуге, Новгороде, Ярославле, чтобы не вызывать отторжения со стороны местного населения. Вот с какого конца надо разматывать эту проблему, а не загонять её внутрь суровыми прокурорскими постановлениями, которые не изменят ни стиль жизни приезжих, ни «расистские настроения», в данном случае, самих калужан. Именно калужская прокуратура, столкнувшись с фактом массовой расклейки таких объявлений, могла бы активизировать процесс адаптации хотя бы в родной Калуге. Было бы чем отчитаться и перед высшей властью — может, и орден бы кому-то дали, повысили в звании.

А пока авторам объявлений в калужских газетах следует подстраховаться: указания на национальность следует изъять изо всех текстов. «Куплю японский телевизор» — почти готовая уголовная статья: чем хуже аналогичные аппараты славянской или кавказской сборки? «Продам щенка кавказца» — часом, не оскорбление по национальному признаку? «Ищу женщину для совместного проживания» — а что делать представителю нетрадиционной ориентации, в каком калужском издании возьмутся напечатать его объявление о знакомстве? Для правоохранителей — работы невпроворот: постановления, экспертизы, очные ставки. И это — ещё один конкретный вопрос для Совета по межнациональным отношениям при президенте РФ, официально начавшем свою работу с 1 июля.

Лев Вершинин, политолог:

Нет, таких объявлений нет. По крайней мере, там, где я бывал или живал. Более того, за такое обвинение вполне можно, — если не на те глаза попадётся, — получить серьёзные неприятности. Принцип прост: подписывай договор, плати деньги и живи, как минимум, до истечения срока. А потом продлевай. Но имей в виду, что любое нарушение договора (пока он в действии) очень чревато. Правда, и для хозяина тоже. Поэтому, договариваясь, стороны стараются предусмотреть все нюансы, подчас даже очень причудливые. Если же ты, соблюдая условия договора, чем-то не понравился хозяину, он может не продлить сделку только на том основании, что теперь квартира самому нужна, или круто взвинтив цену.

При этом, подбирая жилье, люди ориентируются не только на размер квартплаты, но и на социальный комфорт. Скажем, в Израиле в квартале (городке), где обитают ортодоксы, арендная плата существенно ниже, чем в обычных кварталах (городках), но светский еврей или араб снимет её только уж, если вовсе приходится считать копейки. Точно также, светский еврей не станет снимать квартиру, скажем, в арабско-мусульманском Туль-Кареме, но, теоретически, может снять её в Абу-Гоше, тоже мусульманском, но «черкесском» (хотя там дорого). А в Испании даже богатый приезжий не полезет в «старый престижный» район, потому что там ему, а главное, его детям, будет не очень уютно.

Что касается «экстремизма». Исходя из своего опыта, могу сказать, что довольно много (не менее полутора десятков) моих знакомых сдают квартиры в Москве, Одессе и других городах, стараясь соблюдать именно такой принцип. При этом, никаким экстремизмом там не пахнет. Люди, все до одного вполне вменяемые, и понятие «русские» и «славяне», в их понимании, очень расширено. Смешанные семьи обычно считаются за «славянские». И не только смешанные. Например, у приятеля-москвича седьмой год снимает квартиру семья Потаповых, Женя и Катя из Якутии, выглядящие именно так, как положено якутам, но это никого не шокирует, а у другого приятеля, тоже москвича, третий год арендуют жилье Анвар и Файруза, молодые экономисты из Казани.

Иными словами, оговоркой насчёт «русских» («славян») стараются отсечь разного рода «экзотику», живущую по каким-то специфическим традициям, которая условия договора не соблюдает (разных примеров куча). Тем паче, что заставить эту экзотику что-то соблюдать невозможно. Как правило, это относится к гастарбайтерам. Например, таджикам, узбекам, выходцам с Северного Кавказа, афроафриканцам или вьетнамцам (для китайцев почему-то делают исключение, в неформальной табели они приравнены к «славянам»). Но, — и это очень важно, — речь во всех случаях идёт о «средних» людях, сдающих «средние» квартиры. В мире «элитной жилплощади» вопрос who is who не стоит вообще, поскольку, как показывает практика, от таджиков, узбеков или вьетнамцев, способных платить по 5-6 тыс долларов в месяц, никаких проблем, — ни с национальными традициями, ни с договорами, — не бывает. Иное дело, что таковых очень мало. Разумеется, всякое в жизни бывает, и я готов допустить, что среди авторов такого рода объявлений есть и какое-то число «ревнителей идеи», — но лично мне такие не встречались.

Людмила Богуш-Данд, бизнес-тренер (Украина — США):

Моя квартира — кого хочу, того и пускаю. И нечего обвинять граждан в экстремизме. Это совершенно нормально, что кто-то кого-то лучше понимает. Разные культуры, разные языки и веры.

Что плохого в том, что человек хочет иметь дело с теми, с кем ему иметь дело удобнее и проще. Например, в Калифорнии вы можете найти города, где преобладает население определенной национальности, или веры, или даже культурного течения. И это при том, что Калифорния, пожалуй, один из наименее «замороченных» в отношении национальных различий штатов. И всё равно — люди естественным путём тянутся к себе подобным.

Тогда чем же так обеспокоены госслужбы России? Хочется сказать чиновникам: так вам и надо! Сначала раздули пожар необоснованными и неграмотными обвинениями в экстремизме всех подряд, а теперь сами в этот пожар попали. Ведь посмотрите, что сделано: где-то какой-то сумасшедший бросил бомбу, а в другом месте уже быстро объявили всех мусульман террористами. В Москве кришнаиты привезли апельсины на встречу детей, больных ДЦП — а представители православной церкви выбросили эти апельсины на помойку, объявив их «заряженными Кришной», в Одесской области снизилось употребление наркотиков школьниками благодаря деятельности сайентологов, и тут же были сделаны заказные репортажи о сектантском влиянии.

Так и хочется сказать словами из анекдота: «так вы уж определитесь, туда или сюда, а то раздражает...». Аксиома проста: любое решение имеет свои последствия. Пугали граждан экстремизмом — получили напуганных граждан. Поэтому не людей надо пугать в очередной раз, а хотя бы иногда проверять чиновников на коэффициент интеллекта.

Юрий Юрьев, политконструктор:

В различных странах собственники имущества сами выбирают его арендаторов. Например, только студентов или только девушек. Это — их право. И никто не говорит о половой или возрастной дискриминации. Похоже, что прокуратура лезет в права собственников распоряжаться их имуществом. Не исключено, что собственникам это надоест, и они подадут в суд на прокуратуру и этот суд выиграют.

Сандра Новикова, журналист и блогер:

Я иногда жалею, что нет в России прецедентного права. Если бы оно было, следовало бы сделать так: разместить в газете объявления следующего содержания: «Сдам квартиру правоверным. Кафирам просьба не беспокоить. Телефон ХХХ-ХХ-ХХ, спросить Ахмета», или «Сдам квартиру интеллигентной еврейской семье. Гоям просьба не беспокоить. Телефон ХХХ-ХХ-ХХ, спросить Сару Моисеевну» — и понаблюдать за реакцией. Если прокуратура признает и эти объявления нетолерантными и экстремистскими, то тогда и объявление «Сдам квартиру русским» тоже экстремизм, а если нет- то нет. Впрочем, эксперимент можно провести и без прецедентного права.

Ефим Андурский, правозащитник:

Пункт 2 ст. 19 Конституции РФ: государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются государству любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. А если у меня есть свободная квартира и я её сдаю, это моё право не сдавать свою квартиру тем или иным категориям населения. Например, студентам. И при чем же тут экстремизм?

Даниэль Штайсслингер, журналист и переводчик (Израиль):

Не надо просто подставляться. Не следует писать, кому готовы сдать квартиру. Но при наличии акцента отказывать, не объясняя причин, либо, не объявляя цену заранее, потребовать с нежелательных жильцов пятикратную цену с авансом на год вперёд. А дискриминация при сдаче квартир запрещена в большинстве стран.

Ирина Мороз, специалист в области маркетинга и PR:

Любопытно, почему Калужская прокуратура озаботилась именно этим вопросом. В РФ много аналогичных запретов зафиксировано на бумаге, но не соблюдается в реальности. Например, работодателям прямо запрещено отказывать в приёме на работу по признакам пола, возраста или места жительства. Тем не менее, на всех тематических сайтах существуют даже специализированные графы, в объявлениях открыто указывают желаемый пол и возраст кандидата, женщин не стесняются прямо спрашивать о планах замужества и наличии маленьких детей. Причём исключением не является даже госслужба. Среди объявлений по аренде жилья, помимо национальности, также часто встречаются желаемый (или не желаемый) пол квартиросъёмщиков, семейное положение и социальный статус, иногда вероисповедание — т.е. иные признаки, считающиеся дискриминацией. Но это прокуратуру почему-то не интересует.

В других странах таких объявлений нет — либо там, где нет проблемы, либо там, где они строго запрещены. В последнем случае могут присутствовать скрытые ограничения, что только усложняет поиск жилья "лицам иных национальностей", которые вынуждены тратить время на просмотр вариантов, где им откажут под любым предлогом.

Причины появление подобных объявлений кроются не в расизме арендодателей, а в элементарной заботе о своей собственности. Не секрет, что некоторые представители арендаторов, снимая квартиру на 2-х, живут там по 10 человек, не поддерживают порядок, и иногда отказываются и оплачивать жильё и выселяться. Обезопасить себя, застраховав жильё или составив договор у нас малореально, поскольку у тех, кто обязан защищать права граждан, есть, видимо, более важные дела. Например, читать объявления в газетах, а вскоре, возможно и на заборах.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Чувствуете ли Вы усталость от СВО?
51.5% Нет. Только безоговорочная победа
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть