Будущая катастрофа либеральной российской экономики стала очевидной в середине 90-х: мнения

Эксперты считают, что прогноз краха российской рыночной экономики абсолютно реалистичен
25 июня 2012  16:04 Отправить по email
Печать

В блогосфере в последнее время можно прочитать много катастрофических прогнозов для экономики России. К примеру, автор одного из таких прогнозов: «Экономика России: катастрофа неизбежна», полагает, что снижение цены на нефть ниже 60 долларов за баррель приведёт к потере 5,3% ВВП.

ИА REX: Насколько реален такой прогноз?

Григорий Трофимчук, политолог, первый вице-президент Центра моделирования стратегического развития:

Будущая катастрофа либеральной российской экономики стала очевидной в середине 90-х, когда проявились первые результаты работы новой системы. Уже тогда, ещё до дефолта 1998, впервые всплыли трагические картины ближайшего будущего РФ, которые потом всплывали не раз. Сегодняшние предупреждения — из того же ряда, тем более что в данный момент для таких выводов имеется намного больше фактических оснований.

Главный вывод: Россия, в её текущем формате, уже не сможет вылезти из сырьевого резервуара, несмотря на все оптимистические разговоры на этот счёт. Если бы она смогла или захотела, она бы давно это сделала. Ещё один вывод: Россия уже не сможет продавить свою линию на глобальном уровне и будет всё дальше, всё тяжелее сгибаться под США. И ещё один: Россия уже никогда, до самого последнего дня, не снимет со своего позвоночника узкую группу олигархов, которая откачивает из страны последние деньги. И последний вывод: солдаты России скоро будут вынуждены воевать везде. Все российские аналитики, страдающие хроническим оптимизмом, дают неверный, ложный, успокаивающий прогноз.

Суть проблемы состоит в том, что падение страны протекает, в реальном времени, достаточно медленно, катастрофа растянута на период жизни даже не двух поколений. Поэтому падение не так заметно и очевидно, хотя его признаки, для себя, регистрирует, каждый: по росту стоимости квадратного метра жилья, по разговорам о повышении пенсионного возраста, по всему. Динамика говорит сама за себя. Заслуга Путина в том, что он на время затормозил, но не пресёк губительные тенденции.

При этом каждый пытается верить в лучшее, даже вопреки здравому смыслу и картине за окном. Никто, ни один учёный точно не знает, сколько сырья осталось в российской земле; как долго может растянуться высасывание и бесконечное перераспределение последних граммов. Никто не знает, как долго способно молчать население РФ, когда ещё лет 15 назад казалось, что дальнейшего повышения цен оно уже точно не вынесет и возьмётся за обрезы. И так далее.

Оказалось, что русские люди могут держаться бесконечно, хоть сто лет, хоть двести. Особенно когда перейдут на рацион следующего экономического этапа: дикорастущие ягоды, грибы и волжскую воду. За эту пищу хотя бы не придётся платить деньги, что ещё больше растягивает «удовольствие».

Таким образом, вопрос состоит не в том, что катастрофа неизбежна, это ни для кого не новость, а в том — когда это будет. Цифры, которые постоянно приводят российские аналитики (цены на нефть, состояние ВВП и т.п.) в принципе не интересны, так как не дают ответ на этот главный вопрос: когда?

От ответа на этот вопрос напрямую зависит и поведение США. Вашингтон должен прикинуть для себя: или есть смысл душить Россию силой, или спокойно посидеть в стороне, чтобы всё само упало в руки в обозримом будущем.

Юрий Юрьев, политконструктор:

Прогноз неоднозначен, поскольку учитывает лишь экономические показатели и именно экспорта, причём в соотношении нефти и доллара. И не более. Впрочем, временно допустим, что иной логики нет, кроме экспорта и доллар-пророк его...

Тогда это прогноз без учёта поступлений от экспорта ВПК. Учитывая международную напряжённость и работу властей над улучшением ВПК — структура и объёмы экспорта могут измениться. Это же касается и атомной промышленности.

Совсем не учтена возможность совместных претензий Ирана+Пакистана+Индии+Китая к нефтяным деспотиям Персидского Залива с возможностью войны и соответствующего роста цен на нефть. Не просчитан бурлящий Египет, которому ныне так мало достаётся с Суэцкого Канала, что египтяне могут его попросту перекрыть, чтобы поторговаться, что вызовет взрыв цен на нефть во всём мире. Не просчитан рост внутреннего рынка России в связи с падением рубля. Не просчитан рост объёмов экспорта в связи с падением рубля. Многое не просчитано, зато Путинское обещание создать рабочие места поставлено во главу сюжета, как будто экономика сама не создаёт миллионов рабочих мест.

Это пропагандирующий прогноз. Подобный пропагандирующему статистическому опросу. Несомненно, автор — мастер жанра пропаганды, но его подвёл заголовок «катастрофа», когда он сам описывает постепенность снижения уровня благ, а не внезапность. И не обращает внимания на то, что когда люди видят снижение уровня благ — они норовят предпринимать меры по исправлению ситуации. А борьба за успехи в этом прогнозе почему-то вообще не прогнозируется.

Андрей Давыдов, журналист:

Даже не хочется вникать в цифирь из сомнительных источников. Эти источники неоднократно ловились на жонглировании цифрами и передёргиваниях. А если опираться на более авторитетных экспертов, то суммарно они вам честно скажут, что никто из экономистов не ведает истины. Кто-то из них может угадать. А в целом речь идёт о вероятностях. Вероятность наихудшего развития сегодня велика. Но это не значит, что кризис, родившийся на Западе, должен почему-то в первую очередь снести Россию. Наша страна и не то ещё переживала. Хотя понимаю, что для некоторых всего два-три сорта колбасы, как это было в московских магазинах накануне великих реформ Гайдара, это уже голод, а значит, для такой публики даже сокращение походов в ресторан на 25% будет означать экономическую катастрофу. Но она уже происходит на Западе. Мало вам Греции? Или Испании, где каждый четвёртый уже безработный? И это что — сырьевые экономики?! Нет, вполне себе реструктуризированные экономики. Как завещает нам МВФ...

Роман Лискин, журналист:

Запас прочности велик, и кризис волнует большей степени людей из команды Путина, у которых крупные опционы акций в крупнейшем банке страны ВТБ. Для промышленных предприятий мягкая девальвация увеличивает их сбыт. Что касается граждан им придётся отказаться от итальянской моцареллы, а кому то и от Бентли и есть отечественный сыр российский. Импорт наиболее подвержен такого рода кризисам. Хуже придётся нашим опять паевым фондам, от падения индексов многие лишь будут, как всегда лишь имитировать деятельность при полном нуле и минусе. Хотя не в первый раз жизнь учит и их и банки, что риски надо хеджировать. Начнутся массовые увольнения на волне падения спроса, что даст ещё повторную волну. Но, как замечают социологи (Галина Саганенко, профессор РАН АКН РФ) именно в это время начинается всплеск рождаемости, как говорится, нет худа без добра.

Кирилл Мямлин, публицист:

Да, близко к теме. Хуже всего, что даже эту курицу, несущую нефтяные яйца, сейчас собираются зарубить (продать). Т.е. снять с себя ответственность.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Чувствуете ли Вы усталость от СВО?
51.5% Нет. Только безоговорочная победа
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть