«Люди, которые критикуют церковь, они тоже со своими проблемами. Это тоже крещеные люди, но они духовно-больные, требующие духовного исцеления», — заявил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в эфире программы «Слово пастыря».
«Иногда критикуют, мол, не соответствуете вы идеалу. А разве идеал может осуществляться без поправки на человеческую слабость. В каждом человеке есть грех, и есть слабость. Если священнослужитель не полностью соответствует идеалу, но может помочь, мы идём к нему, — говорит патриарх. — Самая большая ошибка критиков — смотреть на церковь сверху вниз и со стороны. И подмечая эти наблюдения, строить сокрушительную критику не только церкви, но и самой веры», — заявил патриарх.
Он подчеркнул, что важно, чтобы те, кто смотрит со стороны, осознали свою причастность, как можно быстрее пришли в Храм Божий и позицию стороннего наблюдателя сменили на позицию соучастника.
ИА REX: Не перегибает ли палку в контрпропаганде Патриарх Московский и всея Руси Кирилл?
Ростислав Ищенко, политолог, президент Центра системного анализа и прогнозирования:
Патриарх прав в том, что критика с точки зрения соответствия идеалу контрпродуктивна. Церковь не соответствует христианскому идеалу (не только православная, но и католическая и протестантские и тем более разного рода харизматические секты), либералы не соответствуют либеральному идеалу, демократы — демократическому, а коммунисты коммунистическому. Поэтому, если Вы требуете от кого-то соответствовать его идеалу, готовьтесь услышать совершенно обоснованное «сам дурак» и «на себя посмотри». Далее же, хочу обратить внимание, что патриарх говорил о крещёных критиках церкви, то есть о людях воцерковлённых. И в данном случае, хоть его неприятие критики может представляться нам деструктивным с точек зрения организационной и технологической, оно не является таковым с точки зрения церковной. Люди, вступавшие в КПСС, могли удивляться тому, что нельзя критиковать не только партию, но и её руководителей, поскольку устав партии предусматривал не только право критиковать, но и обязанность вскрывать недостатки. Люди же пришедшие к воцерковлению прекрасно знали о существовании догмата о непогрешимости церкви. А могут ли грешные критиковать непогрешимое?
Таким образом, с токи зрения учения и догматов церкви, Патриарх и не мог сказать по-другому. Иное дело, что невозможность критики церкви не исключает возможности критики клириков. Но такую возможность и патриарх не отрицает и не может отрицать, поскольку даже патриархи (как и папы) низлагались.
Важнейшей же мыслью в высказывании Патриарха мне представляется призыв перейти от конфронтации к сотрудничеству или, как сказано патриархом, «позицию стороннего наблюдателя сменили на позицию соучастника».
Роман Лискин, журналист:
Падение влияния РПЦ на прихожан обусловлено, результатами политизации РПЦ, которая вместо миссионерско-просветительской работы, пытаются решить конфессиональные и внутренние проблемы с помощью государства, которое является светским по Конституции РФ, за счёт предпочтений его лидеров. Это прошлый век и использование административного ресурса, как изучения православия в московских школах, в армии и в обществе, где минимум 20 процентов мусульман, все это лишь усугубляет ситуацию. Также удивляют и озвученные инициативы некоторых представителей РПЦ. Они своими утопиями только толкают прихожан в более лояльные конфессии, например такие, как протестантство и католичество. Не сказано в Уставе РПЦ ничего, про активную политическую деятельность, путём поддержки отдельных партий и движений, участие в мирских делах и заботах... жилищном строительстве с последующей продажей квартир, торговлей и оказанием услуг не связанных с церковной деятельностью, например услуги шиномонтажа в Храме Христа Спасителя. Примеров масса и РПЦ должно понимать, что строить государство в государстве им никто не даст, несмотря на лояльность президента России.
Даниэль Штайсслингер, журналист и переводчик (Израиль):
Ну, духовно больной и душевнобольной — это не одно и то же. Душевнобольной — это политкорректное название сумасшедшего, духовно больной, в понимании Церкви (не только РПЦ) — это человек, чуждающийся пути к спасению бессмертной души, погрязший в грехах (а грех — это не только половой блуд, гордыня, например, является также одним из смертных грехов, наряду с алчностью, леностью и гневом). И дело пастыря — призвать его жить ради Христа, со Христом и во Христе. В данном конкретном случае высказывание патриарха вполне соответствует его статусу главы епископата РПЦ.
Комментарии читателей (0):