Эксперт ИА REX Рачья Арзуманян обращает внимание на статью в новом журнале, посвящённом междисциплинарным и межведомственным исследованиям в сфере национальной безопасности США.
«Автор John Mackinlay, известный в соответствующих кругах исследователь, привлекает внимание к происходящим изменениям в сфере НБ Европы и, в частности, Великобритании. Если ранее Европа, вооружённые силы европейских стран сосредотачивались на решении задач, находящихся вне Европы, поддерживая США в геополитических проектах, то в скором будущем те же британские ВС будут вынуждены выбирать между такого рода поддержкой и необходимостью решения задач внутри страны. То есть впервые за много и много десятилетий западные страны рассматривают возможность использования ВС для стабилизации ситуации внутри страны, то есть для выполнения в том числе и жандармских функций. И приступили к разработке соответствующей теоретической базы на уровне операционного искусства, скажем, которая позволила бы войскам работать в давно позабытом режиме», — подчёркивает эксперт.
«Получается, что весь тот опыт, который был приобретен последние годы в рамках проведения контрповстанческих операций, операций в городе и пр. начнёт преломляться и адаптироваться для использования внутри развитых стран Запада, что потребует решения сложных задач согласования действий различных ведомств занимающихся сферой НБ. То речь идёт о проведении так называемых „сложных операций“ (материал по которым я сейчас собираю и систематизирую, потому как рано или поздно все это дело вслед за Ливией, Сирией придет и на Кавказ) внутри своих стран. Это довольно неожиданный оборот. Западные теоретики начинают адаптировать концептуальный базис, в рамках которого проводились колониальные и экспедиционные войны и кампании для „внутреннего пользования“», — отмечает эксперт.
ИА REX: Военная мысль Запада готовится применять ВС внутри своих обществ и в гражданской среде? Впереди большие социальные конфликты? Где они вспыхнут раньше?
Ростислав Ищенко, политолог, президент Центра системного анализа и прогнозирования:
Сам факт наличия армии предполагает возможность её применения внутри страны, в том числе одной частью общества против другой. Даже призывные армии (в идеале более близкие обществу, чем наёмные) оказались достаточно эффективным и надёжным инструментом при подавлении внутренних беспорядков. Понятно, что профессиональная наёмная армия, в которой значительно сильнее дух кастовости, является, в руках умелого политика не менее эффективным инструментом внутренней политики, чем легионы Мария и Суллы, Цезаря и Августа.
До последнего времени, идеологическая доктрина Запада рассматривала применение армии внутри страны, как преступление. Это, однако, был чисто идеологический (в определённой мере пропагандистский) постулат, активно использовавшийся Западом только потому, что пузырь кредитной экономики настолько обогащал страны «золотого миллиарда», что позволял элите поддерживать социальную стабильность без насилия, просто откупаясь от народа. Поскольку данная экономическая система рухнула и не имеет шансов восстановиться, актуальным вновь становится проблема прямого подавления недовольных. Общество вступает в обычное, хоть и не действовавшее в Европе в последние лет 60, состояние перманентной гражданской войны всех против всех.
В этой ситуации для защиты интересов правящего класса одной лишь полиции и жандармерии становится недостаточно. Накал борьбы слишком высок, а лёгкое стрелковое (охотничье) оружие в условиях современной урбанистической застройки позволяет организованным группам граждан более чем эффективно противостоять полиции. Следовательно, решающий перевес получит тот, кого поддержит армия. Армия же поддержит того, кто её кормит, то есть элиту. Так было всегда, со всеми профессионалами-наёмниками. Они должны служить меньшинству против большинства, поскольку только большинство населения способно удовлетворить материальные запросы и элиты, и армии. По этой причине, мудрая элита холит и лелеет армию, не забывая делиться с ней отобранным у плебса. Армия, ведь, может и поменять элиту, как меняла императоров в Риме.
Отсюда вывод: неважно, где раньше рванёт и рванёт ли вообще. В связи с изменением экономического базиса системы, не позволяющей более, подкупать широкие массы народа, элита везде, где успеет и где сообразит, переходит к силовому обеспечению своего господства, что резко повышает роль в обществе профессиональной наёмной армии. Такой подход не встречает сопротивления в обществе, как правило, встречает даже одобрение, поскольку избавляет молодёжь от службы по призыву. Но этот же подход вырывает из рук общества контроль над армией, превращая её в самостоятельную силу, заинтересованную не защищать общество от внешнего врага, но кормиться за его счёт.
В этой схеме политическая и финансовая элиты необходимы лишь на первой стадии — для легитимации политической роли армии. На следующем этапе военное сословие становится собственно элитой. Как в средние века: военная, полицейская, административная, судебная и экономическая власть соединяются в одном лице.
Впрочем, подобного рода неофеодализм лишь один из вариантов «светлого будущего» всего человечества, хоть и наиболее вероятный.
Юрий Юрьев, политконструктор:
Социальных конфликтов может и не быть, если армиям Запада удастся успешно колонизовать своих граждан. Ведь никто не сказал, что белый человек не может быть рабом, и никто не сказал, что белая страна не может быть колонией. Может, как выясняется. Люди могут и не бунтовать, и расчёт здесь прост — если войска убьют половину населения, то есть шансы, что оставшейся половине достанется имущество убитой половины. Социальный протест при «чистом» капитализме это большая редкость, для протестов нужен либо крайний дефицит ресурсов и капитала, либо заказ на протесты и насыщенность ресурсами.
Обо всём этом давно предупреждал Джек Лондон в романе «Железная Пята», но в России победила социалистическая революция и народы мира начали присматриваться к народовластию вместо меритократии. Ныне возвращается «дикий капитализм», социальные блага не обязательны, призывные армии тоже, вовсю растёт роль наёмников, так что нет ничего удивительного, если железные легионы наёмников будут сначала угнетать граждан, потом избирать императоров, как уже бывало.
Сандра Новикова, журналист и блогер:
Да, впереди — трудные времена, глобальный экономический и экологический кризис. В условиях кризиса придётся ограничивать потребление, сворачивать многие так называемые «демократические свободы» и резко усиливать роль государства в жизни общества. Разумеется, что обыватель из стран «золотого миллиарда», привыкший вкусно и сытно кушать, не захочет добровольно ограничить уровень потребления. Ситуация усугубиться наличием в западных странах большого количества мигрантов, и вспыхнут большие социальные конфликты, такие, что подавлять их придётся при помощи армии. Как мы видим, западные страны уже потихоньку готовятся к этому. А что до того, где вспыхнет раньше, то скажем так: позже всего вспыхнет в Британии и в США.
Комментарии читателей (0):