Экспертное сообщество продолжает обсуждать эффективность полного запрета на рекламу табачных и алкогольных изделий.
Эксперт ИА REX социальный психолог Марк Сандомирский в своём комментарии для Moskva.fm поднимает вопрос введения запрета рекламы алкогольных напитков и табачных изделий.
«Губит людей не пиво, губит людей реклама — так можно резюмировать антирекламно-обличительный пафос моего комментария в поддержку введения запрета рекламы алкогольных напитков и табачных изделий. Соображения очень просты: хотя потребители этих вредных для здоровья продуктов и без рекламы прекрасно знают, что это такое — можно было бы подумать, что в целом, не учитывая интересы конкретных брендов, алкоголь и табак в рекламе не нуждаются, но на самом деле, любая реклама алкоголя и табака способна подталкивать их потребление, причём не только собственно рекламируемых марок, но и суммарное. Ибо: а) даёт индульгенцию, моральное разрешение оные продукты потреблять, вводя это в ранг социальной нормы; б) даёт образец для подражания в лице тех, или иных публичных фигур, демонстрирующих это самое потребление непосредственно в рекламе, или дающих прямые либо косвенные рекомендации повторять то же самое („делай, как я“). И хотя в официальных СМИ начинают вводить всякие разные ограничения вредной рекламы, то бишь рекламы вредностей — но она просто переползает в интернет, где подобные запреты не действуют, и добирается-таки до мозгов и сердец пользователей», — отмечает эксперт.
ИА REX: А вы поддерживаете полный запрет рекламы алкоголя и табака?
Людмила Богуш-Данд, бизнес-тренер (Украина — США):
Реклама была, есть и будет! Бабушки на тротуарах с криками «Семочки-семочки!» — это тоже реклама, листовки, плакаты, визитки, проспекты, журналы, радио и телевидение, а сейчас ещё и интернет, смс-сообщения...
В конкурентном обществе рекламу не отменить. А вот фильтры поставить — не мешало бы. Рекламный посыл «только крутые мужики курят» или «хочешь нравиться мужчинам — поднеси к губам тонкую сигарету» — это образы поведения, демонстрируемые многократно и повсеместно. Да, взрослые люди, возможно не столь подвержены рекламному влиянию (или думают, что не подвержены), ведь у них есть способность отсеивать зёрна от плевел.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
А вот как быть детям, задача которых максимально познать мир за короткое время и впитать социально приемлемые нормы поведения? Ведь ребенку почти невозможно осознать, что рекламный ролик — это не правда жизни, и даже не сказка, а смоделированное воздействие.
Реклама табака и алкоголя — это преступление против будущего. И тем, кто сегодня зарабатывает этим деньги, следует помнить, что завтра они будут зависеть от тех, кому сегодня 5 лет. Какие посылы вы им даёте, и какой мир себе готовите?
Александр Русаков, журналист и блогер:
Полностью поддерживаю запрет рекламы алкоголя и табака. Народ России и нацию надо беречь, а реклама табака и алкоголя — несёт вред здоровью человека. Без рекламы всё видно на полках в магазинах и киосках. Агрессивная реклама алкоголя и курения пришла к нам из США. До середины 20-го века человек почти всегда был частью традиционной системы семья-клан-община. Эта система жёстко регулировала его поведение и не давала слишком увлекаться табаком и алкоголем.
В тех российских регионах, где ещё сохранились остатки такого семейно-кланового общества, это регулирование осталось, пьют меньше (на Кавказе или у мусульман Поволжья). Надо подумать, что же может заменить эти механизмы традиционной морали в современном российском обществе.
Алексей Холкин, журналист и блогер:
Нужно запретить любую рекламу, так как нам навязывают её за наши же деньги — стоимость рекламы включается в стоимость товара, при этом мы ещё содержим уйму дорогостоящих паразитов — производителей рекламы. Аргумент, что телевидение, допустим, не может существовать без рекламы можно опровергнуть простыми подсчётами. Гораздо выгоднее потребителю выйдет, если ввести налог на телевизор (в некоторых странах есть такой, например, в Германии), а полученные средства напрямую перечислять телеканалам, чем дополнительно, повторюсь, кормить армию дорогостоящих паразитов — производителей рекламы при этом товары станут дешевле — минус затраты на рекламу.
Юрий Юрьев, политконструктор:
Да, реклама алкоголя и табака это реклама привычек, признанных вредными. С таким же успехом можно и террористов рекламировать, а потом удивляться, почему в каждом доме начались взрывы и обстрелы. Вообще реклама провоцирует события и нужно чётко понимать, какие события помогают людям, а какие вредят. Если государство не может отличить пользу от вреда, то оно тоже рекламируется, но как способствующее вреду.
Комментарии читателей (0):