Что заставляет подростков продавать свои органы в обмен на iPhone и iPad?

Китайский подросток продал почку, чтобы купить iPhone и iPad
11 апреля 2012  14:52 Отправить по email
Печать

Китайская полиция задержала пять человек. Они подозреваются в том, что помогли 17-летнему юноше, решившему продать свою почку ради покупки iPhone и iPad. Молодой человек проживал в провинции Анхой, которая считается одной из беднейших в стране.

Нелегальные посредники из интернета заплатили Сяо Чжэн за одну почку 22 тыс юаней (около 3,39 тыс долларов). Новость стала поводом для обсуждения в англоязычном секторе Сети. Многие считают этого подростка глупцом: «Пройдут годы, и этот балбес узнает, какую ошибку он совершил». Одни говорят о дурном влиянии современных гаджетов на подростков: «Бедные дети, они совсем посходили с ума от всех этих современных девайсов». Другие шутят: «Ну, по крайней мере, он не оказался настолько тупым, чтобы продать свою ногу или руку»; «Неплохая сделка получилась. Почке уже 17 лет, а iPad и iPhone совсем новые». Кто-то считает, что этим должно заниматься правительство: «Правительство должно запретить подобные сделки». Некоторые негативно высказываются о китайской культуре в целом: «В Китае общечеловеческие ценности уже давно ушли на второй по сравнению с консюмеризмом».

ИА REX: Реклама формирует неправильные потребности? Сенсорная игрушка и планшет сломаются, но свою почку назад этот парень себе не вернёт. Маркетинг Стива Джобса и фирмы Эппл именно на это и рассчитан?

Людмила Богуш-Данд, бизнес-тренер (Украина — США):

Полноте, господа, Эпплу и тем более Стиву Джобсу чужие органы не нужны. И дуракам закон не писан: нет мозгов, не будет и почек. В народе давно известно, что «дурная голова ногам покоя не дает».

Реклама появилась в конце позапрошлого столетия, когда выяснилось, что если человек услышит о каком-то товаре 17 раз, то у него появляется устойчивое неосознанное желание это попробовать. А попав в незнакомую обстановку, он автоматически из всего неизвестного ему товара выберет то, что «кажется» знакомым, о чём чаще слышал или видел. Это механизм.

Но любой механизм можно использовать как на пользу, так и во вред. Это как краски: кто-то пишет пейзажи, а кто-то ругательства на заборе. Всё зависит от количества и качества «мозгов».

Вопрос о социальной ответственности маркетологов и рекламистов уже поднимался. А для меня это лишь вопрос об их недальновидности и неэтичности. Посудите сами, рекламист, придумывая рекламный ролик водки, изначально должен создать такой сюжет, чтобы увеличились объёмы продаж этой водки. И гордиться собой как профессионалом он будет в том случае, если из-за его работы больше людей начнут пить больше водки. Но думал ли он в момент, когда ставил свою подпись под контрактом-заказом, что эту же рекламу будет смотреть его ребенок? И дети его родственников, и одноклассники его ребенка, и родители этих одноклассников, и прохожие на улице, по которой его ребенок идёт в школу...

Не спрашивай, по ком звонит колокол — он звонит по тебе. До тех пор, пока самыми большими будут бюджеты на рекламу, а не на обучение, не стоит ожидать культурной революции.

Михаэль Дорфман, писатель (Нью-Йорк, США):

Не так давно, один из крупнейших раввинов современного ортодоксального иудаизма Йосеф Эльяшив выпустил псак галаха (что-то вроде фатвы в исламе), запрещающий роскошные свадьбы. Постановление раввина в частности запрещает верующим продавать почку, чтобы выдать замуж дочку.

Продажа почки родителем, чтобы пышно справить свадьбу и пустить пыль в глаза соседям приобрела огромный размах в кругах набожных иудеев. Несколько лет назад полиция Нью-Джерси арестовала даже другого крупного раввина и его помощников, которые координировали криминальную деятельность по торговле органами. У бедных евреев покупали органы за две-три тысячи, а продавали за сотни тысяч.

Так, что консюмеризм проник повсюду, и дело не в особенностях китайской, еврейской или иной культуры, и не в особенностях маркетинга Эппла, а в людях. Уже не вещи стали культом, а бренды вещей вызывают чувства аналогичные религиозным. Потребление, подобно религии — опиум народа, и тут лечиться надо.

Юрий Юрьев, политконструктор:

Китайская страсть к азарту мало известна у белых. Скорее всего, этот китаец поспорил на ещё большую сумму, чем стоимость всей сделки, просто он об этом не докладывает. А кто-то выиграл, что сделка не состоится. В Азии давным-давно принято не столько совершать эпатажные события, сколько делать на них ставки. Как саркастически высказываются экипажи кораблей-казино (в самом Китае запрещены азартные игры), что если бы китайцы не были так азартны, то их было бы три миллиарда.

В самой этой истории есть странности, поскольку в Китае очень дёшевы собственные планшеты, мало чем уступающие американским.

Даниэль Штайсслингер, журналист и переводчик (Израиль):

Маркетинг Стива Джобса не рассчитан на бедных. Он ориентирован на американский средний класс и аналогичные ему по благополучию слои других стран. А случай с китайцем — побочный эффект, средний класс смотрит тот же ТВ, что и бедные и видит ту же рекламу.

Сергей Сибиряков, политолог, координатор международной экспертной группы ИА REX:

Назойливая красивая реклама формирует у подростков жажду обладания такими электронными игрушками. Все люди в той или иной степени поддаются влиянию красивой рекламы. Особенно беззащитны бедные подростки.

На самом деле iPhone относится к высокотехнологичному ширпотребу, оснащённому техническими и программными средствами, ограничивающими пользователя в модификации встроенного ПО и сужающими область его применения.

В данном случае маркетинг торжествует над здравым смыслом. Товар из той же серии, что пылесос Кирби, который ничем не лучше других, но за счёт рекламы и навязчивого сетевого маркетинга продаётся по космическим ценам. По параметрам iPhone практически соответствует среднему коммуникатору, а стоит в разы дороже. Причём, самые частые жертвы этих самых девайсов — именно беднота, потому, что им не с чем сравнивать. Кстати, Apple на производство своего 32 Гб версии нового iPhone тратит чуть больше 180 долларов.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в LiveJournal.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Подписывайтесь на ИА REX
Поддерживаете ли Вы проведение парада Победы 24 июня?
71.7% Да
Считаете ли Вы, что Российская Федерация является:
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть