Пресс-служба Русской Православной Церкви извинилась за размещение на сайте московского патриархата отретушированных фотографий патриарха Кирилла с затёртыми часами. Новость стала поводом для бурного обсуждения в англоязычном секторе сети.
Одни думают, куда можно было бы потратить эти деньги: «Я вот думаю, сколько людей можно накормить на 30 000 долларов».
Другие сравнивают церковь со СМИ: «Церковь последовала примеру СМИ и тоже освоила фотошоп».
Кто-то считает, что глупее было поступать очень трудно: «Фотошопом пользуются полные идиоты, которые думают, что никто ничего не заметит».
Многие радуются, что церковь снова была разоблачена: «Наконец-то хоть кто-то разоблачил этих святош».
Кое-кто смеется над одеждой служителей церкви: «То, как одеваются эти религиозные фанатики — просто смех».
Некоторые негодует по поводу излишнего богатства служителей церкви: «А я-то думал, что священники должны жить в бедности!».
ИА REX: Должен ли Патриарх скрывать своё богатство от паствы? Насколько морально призывать паству к смирению в бедности, отнюдь не обременяя себя аскетизмом?
Григорий Трофимчук, политолог, первый вице-президент Центра моделирования стратегического развития:
Призывать прихожан к бытовой простоте, не демонстрируя такого стремления на личном примере — сегодня в принципе нормально, а выход из этого тупика достаточно простой. Не надо замазывать часы на фотографиях, не надо заменять эмблему на радиаторной решётке «Мерседеса» эмблемой «Оки» (не меняя при этом самой машины), не надо переодевать охрану иерархов в рубища и лапти. Не надо перекрашивать золотые купола.
В реальной жизни пастух, с кнутом или палкой, никогда не занимал абсолютно равного положения со своими овцами — собственно, сам образ погонщика и стада является базовым, фундаментальным, каноническим для церковной жизни. Эту формулу никто не скрывал, не отменял, не замалчивал. Просто в рыночном государстве её надо наполнить соответствующим содержанием, чтобы со стороны прессы и радикальных атеистических кругов больше не было на этот счёт ненужной грязи.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Стремление к дорогим часам, к повышению в сане является прекрасным стимулом для нищих верующих, чтобы делать карьеру именно в этой, родной для них системе, тем более, что в других российских сферах это практически невозможно. Таким образом, иерархам не стоит постоянно оправдываться перед паствой и прессой, загоняя себя, в конечном итоге, в угол — надо просто перевернуть всю пирамиду ценностей, приведя её в соответствие с базовыми установками, в которых никогда не было фальши.
Русская церковь должна дать, наконец, понять пастве, что она никогда не жила в условиях рыночного государства, в рамках которого аномально демонстрировать большевистский аскетизм, близкий к образу террориста Сталина, который в жизни ничего не добился и умер с драной шинелью в шкафу. И что стремление к хорошей будущей, и основной, жизни вовсе не отменяет аналогичного стремления к тому же временному формату уже сегодня и сейчас.
Исходя из этой логики, следует немедленно восстановить часы за 30 тыс долларов на руке у патриарха (на фотографии на сайте), окончательно списав эту мелочь на глупость ближайших помощников, которые сами не ведают, что творят. Это будет прекрасным, ничем не бьющимся ответом церкви на ту информационную кампанию, которая разворачивается против неё.
Владимир Беляминов, политолог:
В основах теологии всех официально признанных мировых религий (христианство, ислам, буддизм и иудаизм) лежит кротость и жизнь в гармонии с внешним миром. Ни в Библии, ни в Коране, ни в Торе не содержатся призывы жить в смиренной бедности. Конечно, всё можно трактовать по-своему, однако главные заповеди христианства не призывают к нищете, а призваны направить жизнь человека в гармонии с окружающим миром, в нормах морали, нравственности. На Руси издревле говорили о «жизни по совести» и о чистоте помыслов. Если человек живёт уже «с камнем за пазухой», это уже хуже. Поэтому в богатстве нет ничего предосудительного, главное оставаться человеком, благочестивым верующим и смиренным. Вот только человеческий фактор накладывает свой отпечаток.
Пройдя путь от бедного к богатому, человек меньше уделяет внимания религии и ее догмам, забывая основы веры, приобретает качества, которые реализовывает для удержания власти, обороны своего богатства. Поэтому, на мой взгляд, мы видим такое широкое моральное разложение тех, кто обладает тем или иным ресурсом, дающим повод идентифицировать его как богатого. Поэтому смотря, что считать богатством, отсюда и бедность. Главное — быть духовно чистым и оставаться человеком, как учит любая религия. Увы, это состояние, особенно на постсоветском пространстве, обратно пропорционально обладанию финансовыми ресурсами. Но через 1-2 поколения, возможно, это пройдёт. Просто сегодня финансовыми потоками руководят те, кто ещё вчера был частью народа и сам прозябал в той нищете, в которой остались все остальные. Память и боязнь оказаться вновь «там» высока, приходится защищать свой ресурс аморальными методами от посягающих на него. А здесь уже не до смирения и нравственности.
Михаэль Дорфман, публицист (Нью-Йорк, США):
То, что пресс-служба РПЦ извинилась — замечательно, но это типичный damage control бизнес-корпорации. Набожные люди, должны бы покаяться. В православных канонах указано покаяние за враньё, и определено число поклонов, которые предстоит класть прилюдно. И не только пресс-службе, но и, вероятно, самому патриарху. Но не мне ему советовать. Это дело Святейшего и его духовника.
По сути же дилемма эта не новая. Отцы церкви неоднократно предупреждали о проблеме, что духовные владыки, которые формально монахи, но одеты в злато и подвергаются искушению, а тут недалеко до греха. Церковь пережила за свою историю и похуже этого — коррупцию, лживость, разврат, сребролюбие патриархов, стяжательство и сластолюбие духовных владык. Однако в отличие от КПСС, которая тоже претендовала на абсолютную непогрешимость, вне зависимости от ошибок её лидеров, церковь действительно выстояла 2000 лет.
Знакомый батюшка как-то сказал мне, что чем ближе к амвону, тем больше злых бесов там клубиться.
Юрий Юрьев, политконструктор:
Патриарх применяет и мудрость, и роскошь не для личного потребления, а для культурных традиций, соответствующих уровню должности. К примеру, в конце марта Патриарх принимал посла США Макфола, о чём есть соответствующие фото на сайте Патриархии. Небольшой кабинет с роскошными произведениями искусства, будь то картина или мебель, Патриарх во главе стола, посол сбоку. На Патриархе стальные часы неизвестного производителя. Возможно не подаренные, а личные. Никакого транжирства, никакого позёрства, а общение двух личностей международного масштаба. И никто не заявляет, что Макфол пришёл принять православие или личностно склонен получать инструкции от Патриарха. Зато Патриарху приписывают личные часы баснословной стоимости, не доказав эту личностность документами или фото.
С таким же успехом можно сделать вывод, что Ватикан — личное государство Папы Римского, а не католической церкви. И что целующие ему руку — его прямые подчинённые. И что все визитёры — паломники, а заодно и верные католики. И начнётся раскрутка сюжетов, которые, в конечном счёте, будут на пользу атеизму или иным религиям, кроме христианских. Возможно в этом и вся суть конфликта. Осталось выяснить, кто автор. И если авторы в массе — русские и православные, то РПЦ близка к ситуации 1917 года. А может и не только РПЦ.
Олег Антипов, народный депутат Украины пятого созыва, полковник запаса:
Странно наблюдать в духовном лице такую неуёмную тягу к роскоши. Если действительно он носит дорогие часы и аппарат пытался скрыть это, то, на мой взгляд, он должен вернуться мирскую жизнь. Продолжать играть роль духовного наставника — как минимум, некорректно. Я всё ж надеюсь, что у Кирилла не было особой тяги к роскоши, может он просто не отдавал себе отчёта в цене сделанного ему подарка. Ведь он производит впечатление умного человека. Однако нельзя из-за отдельно взятого патриарха охаивать всех священнослужителей РПЦ, ведь там немало порядочных людей, которые истинно служат богу, и которым чужда вся эта «роскошь». Патриарх рано или поздно уйдёт со своей должности, а РПЦ останется.
Павел Мельник, экономист, эксперт консалтингового агентства MPP Consulting:
Патриарх не может быть богат по определению. И никакие отговорки и оправдания не меняют того факта, что церковь за последние 10 лет превратилась в бизнес, причём очень высокодоходный — затраты минимальны, а денежный поток постоянно растущий.
Ирина Мороз, специалист в области маркетинга и PR:
Среди менеджеров православной церкви Московского патриархата случаются вещи и похуже, чем затёртые в фотошопе дорогие часы. Например, настоятель Киево-Печерской Лавры (УПЦ МП) отец Павел, не стесняясь камеры, в телевизионном сюжете украинского канала «1+1» продемонстрировал не только личное богатство, но и крайнее пренебрежение к людям, им не обладающим. «Ты пришёл, как бомж... Ботинки себе нормальные сначала пойди купи...», — заявил отец Павел журналисту. Руководство же Московского патриархата, не глядя на широкий общественный резонанс, не только не извинилось за такого представителя Церкви, но, более того, в январе 2012 года священный Синод назначил отца Павла управляющим Киевской епархией на время болезни главы УПЦ МП митрополита Владимира. Вероятно, среди церковных иерархов есть вещи, которые ценятся выше, чем личные качества, в т.ч. скромность. Священник вовсе не должен быть беден, но и показное личное богатство для него излишне, а признание бедности пороком и вовсе недопустимо.
Комментарии читателей (0):