Посол США в России Майкл Макфол пожаловался на назойливость журналистов НТВ. В четверг, 29 марта, он написал на своей странице в Twitter, что сталкивается с сотрудниками телеканала, куда бы ни пошел, и задался вопросом, каким образом телевизионщики узнают о его перемещениях. Новость стала поводом для бурного обсуждения в англоязычном секторе Сети.
Одни предлагают ему сменить работу: «Если ему так плохо в России, то пусть поищет другую работу». Другие считают, что шпионаж за дипломатами — это в норме вещей: «То, что за дипломатами следят — это обычная практика. Их к этому готовят». Другие не видят в этом ничего аномального: «Он должен был давно смириться со своим звёздным статусом»; «Не стоит беспокоиться по этому поводу. Если Обама с Медведевым обмениваются секретными документами среди бела дня, то тут уж нечему удивляться». Кто-то считает Россию врагом и предлагает вывести оттуда своих дипломатов: «Зачем держать дипломата в стране, которая является нашим потенциальным врагом». Кое-кто сочувствует послу: «Да, наверное, ему там тяжело. Не самая простая работа».
Администрация Барака Обамы подала жалобу в МИД России на домогательства, которым подвергается посол США Майкл Макфол, а также намерена поднять перед коллегами вопрос о безопасности посла, сообщили 30 марта СМИ со ссылкой на заявление представителей Госдепартамента США. Скандал вокруг посла США Майкла Макфола, назвавшего Россию «дикой страной», когда в момент его приезда в офис «правозащитника» Льва Пономарёва — телевизионщики НТВ перехватили дипломата и начали задавать ему неудобные вопросы, получил такой громкий резонанс, что Макфол был вынужден дать разъяснения. Оказывается, он перенервничал из-за бестактных и наглых вопросов журналистов НТВ, поэтому из-за плохого знания русского языка банально ошибся. На сайте НТВ приводятся «разъясняющие» записи посла Макфола в его ЖЖ: «ето было ошибка. я извинаюсь. следущии раз я буду говопить in English». Для «особо непонятливых» Макфол сделал ещё одну запись в своем ЖЖ: «Ya xotel skazat shto ikh aktsiya byla dikaya, ne Rossiya. Nervnichil. Ya uvazhayu Rossiyu».
ИА REX: Это мания преследования или действительно журналисты НТВ могут читать почту и слушать телефон американского посла?
Григорий Трофимчук, политолог:
Проблемы посла Макфола объясняются предельно просто. Если он планирует, к примеру, встречу с каким-то российским общественником (Пономарёвым или кем-то ещё), то этот активист просто не может удержаться, чтобы не набить себе на визите персональный пиар и не дать о нём знать кому-то из журналистов, которые дальше уже действуют сами. Смело исключить из этого списка собеседников посла можно только патриарха Кирилла, не нуждающегося в рекламе. Если Майкл Макфол заходит на ИА REX, он может прочитать это и, наконец, успокоиться — его почту никто не читает, телефоны никто не слушает. Он просто не знает русских людей.
С другой стороны, у журналистов ряда изданий может быть простое редакционное задание: доводить нового посла США до нервных срывов регулярным присутствием рядом с ним, куда бы он ни направился из ворот миссии. И в этом случае тоже Макфолу не стоит нервничать: в самих США, в похожих ситуациях, от журналистов точно так же нет никому прохода. Собственно, само журналистское бешенство и пошло из Америки, в советской России такого не было.
Таким образом, Макфол должен задать вопрос Пономарёву или другим своим собеседникам, а не заносить сходу в Твиттер странную, где-то даже неадекватную информацию о «преследованиях». Даже если представить себе, что российские знакомые Макфола и не информировали заранее СМИ, то ему всё равно было бы выгодно списать этот сюжет именно на них, чтобы не выглядеть странно самому. Если он не поймёт до конца важности этих деталей, его действительно могут скоро сделать «городским сумасшедшим», что на десять порядков эффективнее, чем обвинения в подготовке цветных революций.
Юрий Бликов, публицист:
Прослушивание посольств — это обычная практика всех разведок мира. В свою очередь, все контрразведки стараются обеспечить «закрытие» и своевременную «чистку» своих посольств. Для этого существует масса профессиональных средств, и эта гонка относится к пресловутому соревнованию «Снаряд-броня». Победителей в этом соревновании не бывает, бывает только выигранные отдельные, весьма краткосрочные этапы.
Господин Макфол всё это прекрасно знает. Более того, сегодня есть возможность спокойно прикрыть свою электронную переписку, например, с помощью системы открытого ключа.
Пока не будет изготовлен полноценный квантовый компьютер, о расшифровке сообщений с открытым ключом, без декодирующего ключа и речи быть не может. Так же, можно не сомневаться, что работники американских служб безопасности, а это не одна служба, при необходимости своего посла прикроют мгновенно — там же не дети малые, а матёрые профи. Так о чём же тогда говорит г-н Макфол, смысл этих бредовых заявок?
Совершенно очевидно, что дипломат такого уровня просто так делать такие заявления не будет, у него нет задачи выставлять себя клоуном в глазах профессионалов. Подобные заявления — это откровенно-агрессивная акция в информационной войне. Расчёт на то, что большинство читателей твиттера просто не станет задумываться над вышеперечисленными факторами, а просто проглотят «утку». Кроме того, очевидно же, что проглотив такую «утку», далее уже, неприхотливый читатель Макфола и сам сделает вывод, дескать, не могут же быть НТВшники сами такими умными, наверняка «светлого посла Империи добра» преследует «кровавая гэбня», во главе лично с Путиным, а НТВшники просто их информационные прислужники, и, естественно, все состоят на зарплате ФСБ.
Подобный информационный демарш — это попытка задним числом «спасти лицо», после нашумевшего фильма журналистов НТВ «Анатомия протеста», в котором чётко прослеживается грубейшее вмешательство американцев, во внутренние дела суверенной России, финансирование антигосударственной деятельности, так называемой оппозиции. Чтобы хоть как-то дезавуировать этот фильм и предпринимаются попытки исподволь внедрить в сознание определенной целевой аудитории мысль, что НТВ — это филиал несуществующего КГБ.
Опять же тут попытка хоть как-то развернуть ситуацию на 180 градусов. Ведь именно американцев поймали на том, что они старательно, не считаясь с ресурсными затратами, фальсифицировали информационное освещение Ливийской войны. Расчёт на всё то же стереотипное восприятие: раз американцы так делали, значит и Россия будет делать то же самое.
Юрий Юрьев, политконструктор:
Макфола просто любят. Как умеют. А ещё любят демократию и гласность. Берут в одну руку демократию, во вторую руку берут гласность и идут любить Макфола. Эта неотвратимая любовь родилась ещё 20 лет назад, когда русских убедили, что именно демократия и гласность являются проявлениями вселенской любви. Правда русских не удалось уговорить избавиться от стратегических ракет, русские предпочли их оставить, в качестве средства, чтобы демократию и гласность не отобрали.
А ещё у нас любят Маккейна. Уже узнали, что он, сын крутого адмирала, отстрелялся по собственному авианосцу, угробив 150 янки и десяток самолётов и создав возможность для ремонта на полмиллиарда долларов. Что лично разбил полдесятка самолётов. Что даже вьетнамцы его не выдержали и отправили обратно в США, присвоив секретное звание: «Герой Вьетнама», т.к. на чемпионате по истреблению янки он оказался в первой тройке, хоть и заочно. Впрочем, всё это, наверное, слухи из прошлого века. Вот чтобы слухов не было, русские журналисты и охотятся за Макфолом, чтобы выявить истину. Ещё немного — и Макфол станет популярнее Макдональдса и Микки-Мауса.
Макфолу нужно ценить русских журналистов. Ведь если их не будет рядом, то спустя несколько лет, возможно, всё, например как в рассказе Марка Твена, к нему могут выскочить полдесятка детей всех цветов радуги и закричать «Папа!». И лишь алиби в присутствии журналистов способно спасти его от подобных технологий взлюбления.
Александр Хохулин, журналист и блогер:
Внимание прессы должно дипломату льстить. Если бы репортеры не появлялись вместе с ним, его бы это наверняка оскорбляло больше. Да и не думаю, что те, кто наблюдает за действиями посла, делают это с большей ретивостью, нежели американские коллеги с российскими дипломатами. Специфика должности. И вообще в качестве специалиста по революциям он известен больше, чем дипломат. Пусть привыкает потихоньку, осваивается.
Александр Белковский, журналист:
Это тот самый ЦРУшник Макфол, который в марте 2012 года, выражая недовольство назойливостью тележурналистов при его встрече с так называемым «оппозиционером» Львом Пономарёвым, назвал Россию «дикой страной». В том, что его прослушивают, нет ничего удивительного. Точно так спецслужбы США прослушивают разговоры сотрудников российского посольства в Вашингтоне. Вот почему в здании посольства есть специальная комната, изолированная от различных прослушек. Насчёт прочтения почты я сомневаюсь.
Андрей Давыдов, журналист:
Фактически Макфол признал, что российские репортёры перещеголяли американских журналистов по пронырливости. Они ему реально не дают работать — никакой свободы тайной дипломатии! Это ли не доказательство того, что свобода у нас победила? Миссия выполнена — Макфол может переезжать в Белоруссию или Китай.
Даниэль Штайсслингер, журналист и переводчик (Израиль):
Я не знаю, в какой степени оправданы подозрения посла, но прецедент есть: мэрдоковские издания шпионили за высокопоставленными британцами. Не для передачи сведений врагам королевства, а чтобы первыми опубликовать какую-нибудь сенсационную новость. Так что, кто его знает.
Комментарии читателей (0):