Кто будет финансировать обучение мигрантов русскому языку: эксперты

Россия может предложить миграционно-активным странам финансировать обучение мигрантов русскому языку и законам. Есть ли альтернатива такому предложению: мнения
15 февраля 2012  12:21 Отправить по email
Печать

Странам, из которых мигранты приезжают в Россию, может быть выдвинуто предложение о финансировании обучения мигрантов русскому языку и истории России.

Об этом заявил председатель Комитета Госдумы РФ по делам национальностей Гаджимет Сафаралиев 13 февраля в Москве в ходе пресс-конференции на тему «Национальный вопрос и укрепление единства российского народа».

Также эксперт предлагает ввести пункт о расселении мигрантов не только в Москве, но и в других регионах: «Владимир Путин посещал ФМС, было обсуждение. Есть наши предложения касательно того, чтобы мигранты знали язык и историю России. А кто должен обучать? Мы предложили создать договоры со странами, откуда мигрируют люди в Россию. Пусть они платят — и можно будет обучать мигрантов. В этом ничего плохого нет. Готовится программа по расселению мигрантов. То, что все расселяются в Москве, не решает проблем. Обучение мигрантов языку и истории обязательно будет. Работодателей же, нарушивших закон, предлагается сурово наказывать за нарушения — вплоть до уголовной ответственности. Разработка идёт, и она необходима».

ИА REX: Помогут ли эти меры снизить межнациональное напряжение в отношениях мигрантов с российским населением?

Григорий Трофимчук, политолог, первый вице-президент Центра моделирования стратегического развития:

Миграционными проектами в России — если не говорить о профильных органах власти: ФМС России, УФМС по Москве и т.д., — по-настоящему никто не занимается, при всём количестве диаспор, национальных общин, центров юридической помощи. К каждой инициативе российской власти и профильных департаментов в этой сфере должны быть по умолчанию приложены простые, внятные, работающие на РФ и её ключевых партнёров по СНГ механизмы реализации. В противном случае Россия придёт к тому, что ближний периметр будет гарантированно восстановлен против неё (в ряде случаев с активной посторонней помощью) уже и через миграционный канал.

То же самое — с проблемой изучения русского языка. По определению ясно, что ни один мигрант не собирается идти снова в школу на 10 лет, чтобы изучать язык — тем более язык теперь уже чужой страны, в которой он собирается работать, а не посещать научные симпозиумы. Может ли Россия, оценивая этот простейший психологический момент, давить на эту педаль, не предлагая собственных вариантов решения вопроса, кроме директивно-распорядительных?

Один из вариантов — компактный информационно-пропагандистский пакет, который осваивает прибывший в Россию мигрант за несколько стартовых занятий. В пакет входит первичное знакомство с той страной, куда он приехал — как раз по тем направлениям, которые и предложил Путин: 1) Что такое Россия? 2) Основы адаптации и социальной безопасности в российском сообществе; 3) Основы русского языка и литературы. Главное в этом деле — попытаться максимально заинтересовать мигранта новой Россией. И только после того, как приезжий проникся, хотя бы, проблеском теплоты к той земле, где ему предстоит жить и работать, можно пускать в пролом педагогов и учителей-предметников.

Другими словами, человек должен пройти курс «политинформации», которой давно нет даже у него в стране; узнать, где находится на карте Москва, где его родина — уже только за это он должен сказать «спасибо» принимающей стороне, заботящейся о его интеллекте.

Понятно также, что невозможно выучить русский язык, если человек и своим родным-то, в большинстве случаев, владеет с большим трудом. Здесь помогут оперативно изданные в России разговорники — Российско-Таджикский, Российско-Киргизский, другие. Возникает вопрос, кто должен за это платить. Тот вариант, который предлагается в Госдуме РФ (платить должна родина), как раз и говорит о том, что у России, к сожалению, нет никакого политического нюха в этом стратегическом вопросе: проблема нагружается на ту или иную миграционно-активную страну, чтобы она ещё больше возненавидела Россию.

По финансам возможны разные пути: 1) обучение оплачивает работодатель (если работодатель мелкий, то через соответствующие налоги); 2) в обучении своего соотечественника помогает этническая диаспора, зарегистрированная и действующая в Москве — собственно, для этого она и создана. А сама Россия — обеспечивает те нестандартные методики, о которых сказано выше. Плюс — организует специальную Сеть единых адаптационных центров, где весь процесс держится под российским контролем. Отдавать этот процесс на сторону — значит, готовить отряды потенциальных врагов. Это можно было делать в СССР, но сегодня такой подход просто опасен.

В России уже имеются креативные общественные российско-азиатские организации, которые могли бы выделить специалистов для проведения указанных адаптационных «мастер-классов». Весь вопрос только в том, а услышит ли эти предложения сама российская власть. Видимо, она пока ещё не понимает, что может завладеть таким миграционным рычагом, который ей ни разу не снился.

Если в миграционном движении вокруг и внутри России не будет проблеска свежей, живой мысли, то настоятельные требования об изучении русского языка закончатся элементарной выкачкой денег с мигрантов — причём не на российской стороне, а на стороне-отправителе, которая вполне может ухватиться за предложение Госдумы РФ о «допризывной» подготовке мигрантов на родной земле. Там с них и будут брать по полной программе, дополнительно восстанавливая против России и всех её населённых пунктов, где предлагается размещать мигрантов, разгружая Москву.

Станислав Стремидловский, политолог, главный редактор газеты «Цена вопроса»:

Не вполне понимаю, зачем власти Таджикистана или Киргизии будут за свой счет учить русскому языку и русской истории своих граждан. Куда больше эти страны заинтересованы в том, чтобы научить своих граждан родному языку и родной истории. И в ещё большей степени эти страны заинтересованы оставить своих граждан на родине, чтобы они вносили вклад в развитие своей национальной экономики, а не российской. Что касается второй части предложения господина Сафаралиева, то ясно, что мигранты в первую очередь едут туда, где они могут заработать денег. То же самое делают и граждане России, перебираясь из своих регионов в Москву — больше шансов состояться, больше возможностей заработать. Вряд ли мигранты из других стран придерживаются иной позиции. И как прикажете расселять их не там, где они хотят? Они же не собственность российского правительства, которое бы гоняло их с места на места как крепостных крестьян. Капиталистическая экономика этого не предполагает. Так что я с большим недоумением отношусь к высказываниям председателя Комитета Госдумы РФ по делам национальностей Гаджимета Сафаралиева. Вероятно, стоит попросить его уточнить свою позицию, что именно он хотел сказать.

Юрий Юрьев, политконструктор:

Да, это меры здравые. В Россию должен приезжать «функционально русский», чтобы ужиться и не раздражать, а главное — не становиться врагом. Думаю, что прямо на границе, возможно, оценить санитарное состояние организма, соответствие аттестату зрелости, знание физики, техники безопасности, математики и законов. И если границу мигрант пройти не смог или не захотел, значит, он будет строить своё счастье на своей Родине.

Работодателей же, что будут создавать свои «дикие банды» незаконно — действительно нужно «увещевать, вплоть до конфискации», поскольку если для них выгода личная важнее блага народного, то им лучше ехать за рубеж и там атаманствовать, сколько получится.

Александр Русаков, журналист и блогер:

В Германии мигрантов заставляют учить немецкий язык, они сдают экзамен. Мигранты обязаны знать русский язык, историю, культуру российского народа. Приветствую то, что будут новые законы, позволяющие сурово наказывать работодателей за приём на работу нелегальных мигрантов, вплоть до уголовной ответственности. Также нелегальных мигрантов надо привлекать к уголовной ответственности, если они игнорировали запрет на въезд в Россию. Помогут ли эти меры снизить межнациональное напряжение в отношении мигрантов с российским населением? Полностью проблема решена не будет, но все эти меры приведут, конечно, к каким-то положительным результатам.

Даниэль Штайсслингер, журналист и переводчик (Израиль):

Вообще-то, правильнее было бы отказаться от мигрантов вообще. Либо если брать, только культурно-близких мигрантов, скажем, из европейских республик бывшего СССР: Украины, Белоруссии, Прибалтики. Такие мигранты, если сумеют закрепиться, хотя бы не изменят общую культурную картину общества в худшую сторону.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Владимр Путин предостерёг Запад от эскалации. Подействуют ли слова на мировую закулису?
Чувствуете ли Вы усталость от СВО?
51.5% Нет. Только безоговорочная победа
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть