Синоптики пояснили, откуда берутся ложные прогнозы: комментарий Романа Вильфанда

Почему в Китае в 20 раз больше метеорологических станций, чем в России, а российские самолёты не оборудованы средствами для контроля погодных изменений? Сколько метеорологических спутников необходимо запустить, чтобы прогнозы погоды стали более точными?
1 февраля 2012  13:21 Отправить по email
Печать

Благодаря совместной российско-белорусской программе по сотрудничество метеорологических бюро, за последние 4 года удалось добиться значительного увеличения точности прогнозов погоды — до 96% по отдельным регионам. Однако, как отметили специалисты Гидрометцентра России и Республиканского гидрометцентра на круглом столе 31 января, на карте осталось ещё достаточно «слепых зон», не охваченных техническими средствами контроля за погодным изменениями. Так, в идеале, на каждую территориальную единицу необходимо как минимум 7 наблюдательных пунктов с расстоянием около 5 км между станциями — только в этом случае прогноз будет максимально подробным. Но станций значительно меньше. О том, почему так происходит и что необходимо изменить в текущей ситуации в комментарии корреспонденту ИА REX пояснил глава Гидромецентра России Роман Вильфанд.

ИА REX: Сколько на данный момент «слепых зон» на территории России? Сколько метеостанций нужно для того, чтобы их ликвидировать?

Сейчас на территории России функционирует примерно 1660 метеорологических станций. Разумеется, это очень маленькое количество, очень. Ведь погода изменчива, и мы знаем, что летом изменчивость полей осадков невероятно большая. Если выпадает очень сильный дождь в каком-то месте, то в 10 км оттуда люди не верят, потому что над ними сияет солнце — всё это связано с взрывной конвекцией. Поэтому станций должно быть много. Но использовать метеорологические станции в том виде, в котором они существовали по крайней мере до 2010 года, невозможно, потому что такого количества наблюдателей в службе быть не может — нужно развивать автоматические станции. Сейчас к концу 2012 года все наземные метеорологические станции будут автоматизированы, они будут работать без участия людей.

Но и это, конечно же, не принесёт полного удовлетворения. Количество станций должно быть как минимум на порядок больше. Например, в Китае, территория которого значительно меньше российской, действуют около 30 тыс автоматических и обычных станций.

ИА REX: Как работают автоматические станции?

Они устанавливаются и автоматически фиксируют все характеристики, который сейчас наблюдает наблюдатель: температуру, давление, уровень влажности и так далее. И автоматически передают, чаще всего через спутниковую связь, эти данные в центры сбора информации — региональные отделения Гидрометцентра, откуда они уже перекачиваются по каналам связи в Гидрометцентр России. Поэтому, я надеюсь, что через определённое время у нас будет гораздо больше станций.

Когда меня спрашивают о «слепых зонах», знаете... Информации, как и денег, много не бывает. Нужно как можно больше этой информации. Разумеется, у нас есть регионы, в которых люди не живут. Поэтому там станций нет. Специальная служба Гидрометцентра, конечно, создаёт так называемые ТДС — трудно доступные станции. Но это очень дорогое мероприятие — люди наблюдают, передают информацию с помощью раций и так далее. И эта информация не всегда оперативна.

Есть ещё одна неприятная вещь, о которой я не могу умолчать. К большому сожалению в нашей стране от вандализма страдают автоматические станции. В других странах уровень вандализма меньше. Это создаёт дополнительные сложности — нужно размещать станции на охраняемых территориях, либо во дворах, либо где-то на станциях нефтедобычи или на вышках операторов. Это не совсем научная задача.

ИА REX: Какое количество «погодных» спутников необходимо Гидрометцентру для работы? И смогут ли они скомпенсировать существующие пробелы?

Конечно же представление об атмосфере не может основываться только на наземных наблюдениях. Атмосферу принято зондировать и сверху с помощью спутников — это так называемые данные дистанционного зондирования, это локаторы бокового обзора. "Сверху" идёт зондирование атмосферы, а данные спутников калибруются по наземным станциям и идёт зондирование "снизу". Сейчас средняя высота там около 26-27 километров, что достаточно много. Плюс радарная информация — метрологические радары дают дополнительную информацию. Конечно же она усваивается синоптиками для прогнозов, и что также важно — она ассимилируется в качестве начальных данных для старта математических моделей, с помощью которых и реализуют прогноз погоды.

ИА REX: Сколько новых зондов и радаров нужно построить для более точных прогнозов?

Нам нужно, чтобы на территории страны было около 160 радаров — новых, современных, с доплеровским эффектом. Нужно, чтобы была группировка спутников. По оценкам наших специалистов, если будет 3 полярно-орбитальных спутника и 3 геостационарных, то такого количества информации будет достаточно. По данным метеорологического зондирования мы находимся на одном из первых мест в мире — у нас около 120 аэрологических станций. Это очень дорогое зондирование, но оно нам необходимо. И, конечно, необходимо развитие наземной сети наблюдения. У нас в рамках программы Роскомоса к 2015 году предполагается 6 спутников, о которых я сказал выше. Будут и ещё спутники такой природно-ресурсной направленности, которые могут для данной территории давать хорошее разрешение.

Конечно, существует ещё другие попутные наблюдения. Например, самолёт, который летит в заданном эшелоне полёта и передаёт информацию. Но, к большому сожалению, наши самолёты не оборудованы соответствующими приспособлениями. В мире же так называемые данные АМДАР фиксируются бортовыми станциями, передаются в авиационные структуры и оттуда ретранслируются в метеорологические офисы. То есть идёт постоянный мониторинг. К тому же, когда самолёт садится и взлетает, идёт зондирование атмосферы в районе аэропорта. Если бы у нас, например, в Шереметьево, несколько сот самолётов были оборудованы, мы могли бы получать несколько сот зондирований! Мы представляли бы динамику изменений атмосферы в течение нескольких минут.

ИА REX: Обращались ли вы с соответствующими предложениями к нашей авиации?

Да. Дело не в том, что они не хотят — всё это стоит определённых денег. Но с нашей точки зрения, сейчас нельзя выпускать современный самолёт без оснащения такой аппаратурой.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Чувствуете ли Вы усталость от СВО?
Харрис или Трамп: если бы Вы приняли участие в выборах президента США, за кого бы Вы проголосовали?
66.3% За Владимира Путина
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть