22 января посол США в Москве Майкл Макфолл, известный как «посол по цветным революциям», посетил государственный Центральный музей современный истории России, до 1991 года называвшийся «Музеем революции». С особенным интересом Макфол изучил экспозицию, посвящённую революциям 1917 года и гражданской войне.
Посещавший в это же время музей заместитель главного редактора федерального еженедельника «Российские вести» Дмитрий Ермолаев (купивший билет в кассе музея и право на фотосъемку) с расстояния более десяти метров (чтобы не мешать послу) решил осуществить фотосъёмку Майкла Макфолла, осматривающего революционную экспозицию. В этот момент, как сообщил Ермолаев ИА REGNUM, к нему подошли два человека (девушка и похожий на спецназовца мужчина с короткой стрижкой) и, представившись сотрудниками посольства США, заявили, что снимать посла запрещено.
Ермолаев представился и показал редакционное удостоверение и попросил американских дипломатов представиться, что они сделать наотрез отказались. Похожий на спецназовца дипломат заявил, что Майкл Макфолл не гражданин России, поэтому российская пресса не имеет права его фотографировать без его разрешения. Аргументы журналиста о том, что в настоящий момент Макфолл находится в публичном месте, были отвергнуты американскими дипломатами. В завершении разговора похожий на спецназовца американский дипломат попросил ещё раз редакционное удостоверение, сфотографировал его на мобильный телефон «для истории», а затем в упор сфотографировал журналиста. На вопрос журналиста, что было бы, если бы так вели себя сотрудники посольства России в Вашингтоне, похожий на спецназовца американский дипломат многозначительно сказал: «ну вы же всё понимаете...»
ИА REX: Как можно оценить этой инцидент и поведение американского посла? Есть ли какой-то повод обвинять Макфолла в нарушении дипломатического этикета и неуважении к российским традициям и законам?
Григорий Трофимчук, политолог, первый вице-президент Центра моделирования стратегического развития:
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Это не инцидент, а обычная практика обеспечения безопасности посла, в ту или иную сторону, тем более что это посол не Доминиканской Республики в РФ (хотя и тот не выглядит праздношатающимся), а главного и единственного мирового полюса. После аналогичной разрешённой съёмки был, к примеру, убит Ахмад-шах Масуд, так что после этого прецедента любая серьёзная охрана должна учитывать такую возможность.
Оценить «случившееся» можно только так, что вокруг посла США пытаются, по-детски, в духе пионерских отрядов создать «напряжённость» и «обстановку нетерпимости».
Наиболее характерной деталью из этого «инцидента» следует считать акцент автора рассказа на том, что Макфол с особенным интересом изучал музейную экспозицию, посвящённую революции 1917 года. После этого новый посол США просто обязан доложить в Белый дом примерно следующее: «Невероятно, но русские испугались даже простого показательного осмотра артефактов местной гражданской войны, в этом смысле вырисовываются большие перспективы, о чём я Вам, господин президент и докладывал ранее, при утверждении моей кандидатуры. Ваши оппоненты в Сенате теперь посрамлены».
Специалист по революциям Майкл Макфол зарабатывает карьерные очки на пустом месте, что лишний раз подтверждает его профессионализм. Чем обижаться на очевидные вещи, сотруднику «Российских вестей» Дмитрию Ермолаеву хорошо бы было призвать в своём федеральном еженедельнике к тому, чтобы и российские дипломаты в США лучше себя любили.
Юрий Юрьев, политконструктор:
Ситуация странная. Сначала журналист почему-то не успел сфотографировать нужное, хотя на это нужна секунда. Потом он долго церемонился с какими-то посторонними, вместо фотографий. А когда он понял, что его попросту шантажируют — он не сделал из этого полезного для России скандала. Ещё подозрительно слишком быстрое появление руководства музея со странной позицией раболепства.
Похоже, из Макфола кто-то хочет сделать доблестного агрессора.
Но есть и другая сторона ситуации, в том, что Макфолу плевать и на законы России, и на свободы журналистов. А также манера путать посольство с правом на аккредитацию и собственно Россию. Что показывает его как самодура и хама по своей личностной и политической сути.
Теперь журналисты могут отомстить Макфолу, создав движение «защёлкай Макфола». И если Ермолаев захочет и сможет создать это движение — он будет патриотом. А если нет — он окажется безропотной жертвой США и ходячей рекламой журналистского смирения. Ещё — полагаю, что властям России будет полезно уволить раболепного директора музея после служебного расследования о покровительстве таковым нарушению законов России и своих функций.
Александр Белковский, журналист:
А чему Вы удивляетесь? Обычное поведение ЦРУшника, прибывшего в свой протекторат («ну, вы же всё понимаете»). Здесь уместно вспомнить выпуск офицеров Академии Службы безопасности Украины летом 2008 года, на который прибыл профессиональный разведчик, посол США в Украине Уильям Тейлор. И пока Тейлор вручал дипломы новоиспеченным офицерам разведки, его свита щёлкала фотоаппаратами направо и налево. После этого беспредела около 200 сотрудников СБУ подали рапорт об увольнении.
Андрей Куприков, политолог, сопредседатель Волгоградского регионального отделения «Деловой России»:
Ситуация с послом очень показательна. Манеры гауляйтера на оккупированной территории. Ну, а истерика директора музея вообще за пределами добра и зла. Здесь может быть только одна реакция: музейщика уволить, верительные грамоты не принимать, если это сделать сложно, то организовать полный игнор государственными структурами, через какое-то время американцы отзовут его сами.
Александр Хохулин, журналист:
Подумаешь, не разрешили посла сфотографировать! Или инструктивное совещание с российскими «революционерами» провёл — дел-то. На Украине в «помаранчевые» времена президент, премьер и министры к послу за указаниями бегали. Не посол был, а прокуратор какой-то, разве что Булгакова нового не нашлось, чтобы описать. Бесцеремонность американцев в международных делах общеизвестна. Авианосцев у русских маловато. Возможно, когда поднаберут силёнок, будет российский посол в музее Гуггенхайма оплеухи раздавать американцам, а пока утрутся россияне и перетерпят.
Даниэль Штайсслингер, журналист и переводчик (Израиль):
Если для дела нужно, то можно обвинить, хоть в шпионаже, хоть во вредительстве в области сельского хозяйства и связях с подкулачниками, хоть в намерениях взорвать Кремль и перебить весь ЦК правящей партии. Только, кажется, слишком много шума вокруг конкретного человека. Такое впечатление, что его сильно испугались...
Комментарии читателей (1):
Данило, уже не в первый раз замечаю, что Вы злится начинаете. Раздражаетесь...
И посты Ваши все короче и короче. Что-то случилось?