Интервью с белорусским политологом, директором Центра по проблемам европейской интеграции Юрием Шевцовым, который хорошо знаком с реалиями украинской блогосферы. Юрий Шевцов часто публикует в своём блоге исследования по истории преступлений украинских подразделений ОУН-УПА на территории Белоруссии во время Великой Отечественной Войны, проводится в рамках совместного исследования украинской блогосферы ИА REX (координатор международной экспертной группы Сергей Сибиряков) и Гарвардского университета (эксперт, аспирантка центра российско-евразийских исследований им. Дэвиса, Гарвардского университета Анна Шапиро).
ИА REX: Ваш блог guralyuk стал очень популярным и цитируемым в украинской блогосфере. Это связано с вашими книгами и постами в ЖЖ о раскалывающих украинское общество темах «Голодомора» и деяниях воинов «ОУН-УПА» на территории Белоруссии?
Скорее всего, да. Кроме того, имеет, наверное, значение то, что меня в принципе интересует Украина. Украина для меня в принципе очень близкая страна. Пожалуй, даже отчасти меня можно считать украинцем: я родом из той части Беларуси, где базовыми сельскими диалектами являются диалекты украинского языка. В детстве и юности очень часто бывал в западной Украине, Одессе, Киеве... Я часто высказываюсь по украинским темам. Не только по голодомору и УПА.
ИА REX: Приходилось ли вам сталкиваться с агрессией украинских блогеров при обсуждении упомянутых исторических тем?
Не очень часто. Гораздо реже, чем большинству тех, кто имеет примерно мои же взгляды на эти темы. Я не участвую в русско-украинской «войне» в украинской политике и медиях. Стилистически стараюсь высказываться как можно политкорректнее. И предметом моего интереса является не трактовка события, а характер событий по существу. Если УПА с момента своего основания занялась уничтожением сочувствовавших на тот момент советским партизанам поляков Волыни, так и надо констатировать: УПА уничтожала социальную базу для советского партизанского движения в западной Украине, в преддверие переноса в этот регион партизанкой войны с востока Украины и из Белоруссии. Если советские партизаны вошли в западную Украину в основном организованно, после концентрации на реке Уборть в белорусской части Полесья весной 1943 года, значит, так и надо говорить. И т.д. Всё равно, в конечном счете, УПА была не самым важным фактором Второй мировой войны, была как заметная военная сила разгромлена в ходе зачистки тыла Советской армии ещё в 1944 году, нацизм был абсолютным злом. На стороне противников нацизма — моральная правда, и нет ни малейшей необходимости что-то приукрашивать в действиях советских партизан или навешивать излишние обвинения на УПА.
Люди такую спокойную позицию чувствуют, и сетевые конфликты возникают с украинскими собеседниками редко. Важно ещё то, что я ввожу в оборот много новых, малоизвестных фактов. Как правило, это вызывает симпатии, в том числе и тех, кто трактует эти факты в противоположном мне духе.
Да, и ещё: я не ставлю под сомнение существование украинской нации, культуры и права на существование украинского государства со своими собственными интересами. Мне не нравятся в Украине тенденции к реабилитации коллаборантов и нацизма, а также — слабое государство. Но это уже вторичное. Собеседники также это чувствуют и большая часть потенциально конфликтных моментов, таким образом, снимается.
ИА REX: Как вы оцениваете уровень культуры дискуссий в украинской блогосфере? Есть ли особенности в развитии украинской блогосферы по сравнению с российской и белорусской?
В Украине более жёсткая риторика в ходе дискуссий. И в Украине невозможно уклониться от политических дискуссий. В Белоруссии в этом плане всё проще: люди оппозиционных взглядов являются маргиналами, как правило, не имеют ни информации о принятии решений в стране, ни опыта подготовки и принятия таких решений. Это — своего рода вечные романтики, вечные политические радикалы, отчасти городские сумасшедшие и политические бизнесмены низкого уровня. Они редко способны к спокойному обсуждению, каких бы то ни было вопросов. Всегда скатываются к трём-четырём важным для них вопросам, обычно о скором свержении Лукашенко, народе, который «быдло» и о том, что вокруг ужас. В отличие от украинских, например, националистов, белорусские их аналоги не отвечают за свой народ, не несут ответственности даже морально, они не интересны интеллектуально, говорить с ними, по сути, не о чем и вполне возможно с ними ни о чём и не говорить годами. Влияния в обществе они всё равно не имеют. Их позицию и их самих вполне возможно просто не замечать.
ИА REX: Можно ли сравнить лингвистическую ситуацию в украинской и белорусской блогосферах по использованию национальных языков и русского языка?
Лишь отчасти. В Украине есть целая страна, численностью во всё население Белоруссии, где на всех уровнях социума доминирует украинский язык и украинская культура — западная Украина. Безусловно, одна лишь Западная Украина создаёт контент и культурную атмосферу, которую нельзя игнорировать. В Белоруссит аналогичного региона нет. И создаваемый белорусоязычными пользователями контент, как правило, интересен лишь самим его создателям. Основная часть белорусской блогосферы говорит и пишет по-русски. Хотя я бы не сказал, что находится в культурном притяжении Москвы. Языковой вопрос вообще в Беларуси актуален в основном для части радикально оппозиционных кругов. Они ещё ухитрились противопоставить себя остаткам белорусоязычного населения деревень и маленьких городков, которые как раз и являются социальной базой Лукашенко. То есть даже настроения внутри белорусязычной школы, которая массово продолжает существовать именно в деревне, наши национально-ориентированные активисты не отражают. В общем, абсолютно иная ситуация, чем в Украине, где есть реально живые и не геттоизолированные украинская культура, интеллигенция, вполне массовый и живой украиноязычный народ.
Комментарии читателей (0):