В каких условиях пройдут выборы президента Южной Осетии: мнение

2 ноября 2011  12:26 Отправить по email
Печать

13 ноября в Южной Осетии состоятся выборы, в которых примут участие 17 кандидатов на пост президента. Одной из обсуждаемых кандидатами предвыборных тем стал вопрос о русском языке. Так, по мнению кандидат в президенты Южной Осетии, вице-мэра Цхинвала Алана Котаева, русский язык должен иметь статус государственного в республике.

«Не могу согласиться с высказыванием президента Эдуарда Кокойты на встрече с преподавателями ЮОГУ о том, государственный статус русского языка является „серьёзнейшим шагом в знак благодарности великой России за всё сделанное для малочисленного осетинского народа“. Это не знак благодарности, а насущная необходимость в том случае, если Южная Осетия хочет действительно когда-либо воссоединиться с Северной Осетией в рамках российского государства», — заявил Алан Котаев.

О перспективах Южной Осетии после президентских выборов рассказал в интервью эксперт ИА REX политолог Григорий Трофимчук.

ИА REX: Считаете ли вы, что в Южной Осетии должны декларировать стремление к воссоединению с Северной Осетией в рамках российского государства?

В позициях Алана Котаева и Эдуарда Кокойты по статусу русского языка в Южной Осетии нет никакого люфта — и тот, и другой выступают практически за одно и то же. Котаев, видимо, ищет любой предвыборный повод, чтобы обратить на себя внимание, но при этом не входить в дискуссию по более острым и опасным политическим вопросам. Проблема русского языка в Южной Осетии находится на том уже уровне, как в Северной Осетии, как в Дагестане, Чечне и т.д. Мало кто понимает, что Москва фактически стоит перед необходимостью укрепления русского языка на всём Северном Кавказе не в меньшей степени, чем на постсоветском пространстве, где он постепенно исчезает из обихода.

Тема о воссоединении Южной Осетии с российской северо-осетинской частью возникла на неподготовленной почве, и это опасно для всех: для Южной Осетии, для региона, для самой России. Новая, демократическая РФ — не авторитарное государство с отмобилизованной армией, которое могло бы пойти на такой шаг достаточно легко и непринуждённо. Россия повязана сотней шлангов с либеральным Западом, который, тем или иным способом, не только не даст ей этого сделать, но через этот повод попытается опрокинуть её саму. Не говоря уже о том, что как раз на этом этапе Южная Осетия может быть признана передовыми странами мира. Кричать сегодня на улицах о таком воссоединении могут только те, кто не разбирается в истории и самой природе «аншлюсов» в принципе. Даже Гитлер опасался трогать подобную взрывоопасную проблематику до того, как ситуация не будет подготовлена (достаточно вспомнить момент, когда он, единственный, категорически отказался принимать участие в раскачивании Рейнской зоны в составе единого фронта патриотических сил, и за это подвергся с их стороны жёстокой обструкции). Не исключаю, что определённой части политиков сегодня выгодно как можно быстрее втолкнуть регион в эту ситуацию, ведь им самим, при этом, невозможно вменить в вину высокие патриотические чувства и призывы к воссоединению.

ИА REX: Как вы оцениваете проведение избирательной кампании в Южной Осетии?

Избирательная кампания в РЮО проводится приблизительно теми же привычными канцелярскими методами, как это происходит в РФ, без учёта специфики республики. РЮО — пока ещё не РФ, поэтому любовь населения к тому или иному кандидату не может быть получена административными путями, последствия такой любви могут быть слишком непредсказуемыми. Сейчас уже поздно об этом говорить, но кандидатом на такую любовь, по определению, не может быть чиновник. Кокойты работал в военных условиях, поэтому его преемник должен сказать, наконец, не о вечном противостоянии, а о стремлении общества к отдыху, строительству и достатку. Только такой курс позволит сконцентрировать электорат, который психологически уже не выдерживает вечной борьбы, интуитивно стремясь к миру. Чиновник для такой тонкой работы не подходит, здесь нужен определённого рода артист, которого, естественно, никто не искал и не готовил. Сам факт президента-чиновника будет провоцировать ухудшение общественного климата в республике, чем обязательно воспользуется оппозиция.

ИА REX: Как вы относитесь к тому, что в ходе переговоров о вступлении России в ВТО, Грузия уступила и согласилась на вариант, связанный с электронным мониторингом торговых операций России на границах с Южной Осетией и Абхазией, без формального признания Россией статуса этих операций как российско-грузинской торговли, то есть без формального признания Южной Осетии и Абхазии частью Грузии?

Грузия никогда не откажется от своих претензий на Абхазию и РЮО. Электронный мониторинг торговых операций в рамках ВТО о таком отказе не свидетельствует, просто в чисто пропагандистском, политическом плане Москве выгодно представить Грузию как страну, которая пошла на стратегические уступки. С другой стороны, Грузия никогда не пошла бы на этот шаг без согласования с западными партнёрами. Отсюда — тревожный звонок для официального Тбилиси, который должен понять, что если Запад в малом идёт на такое, то и в большом (признание Абхазии и РЮО грузинскими территориями) может легко кинуть Грузию. Западу объективно выгодно усиливать раздробленность Грузии «руками России», странно, что сама Грузия этого не хочет понимать. Поэтому в случае с ВТО Запад преследует исключительно свои, прагматические цели.

ИА REX: Какими вам видятся дальнейшие перспективы развития Абхазии и Южной Осетии?

Абхазия и Южная Осетия пойдут разными путями. Это уже подтверждается на практике: никто не говорит о присоединении Абхазии к РФ, в то время как южные осетины сами активируют такую перспективу. Абхазия — это морское побережье, за которое в своё время будет ещё более серьёзная борьба, чем за Южную Осетию. Южная Осетия, в отличие от Абхазии, до сих пор не имеет собственного названия, как это подразумевает суверенитет любой страны, пользуясь на данный момент (как Южный Судан), чисто географическим ориентиром. К сожалению, эти необрезанные концы сами по себе оставляют шансы для самых разных вариантов — как по вхождению РЮО в РФ, так и реинтеграции любви с Тбилиси.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Стоит ли ожидать массовых акций протеста в США после инаугурации Дональда Трампа?
Владимр Путин предостерёг Запад от эскалации. Подействуют ли слова на мировую закулису?
77.7% Нет
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть