Директор по международным проектам Института национальной стратегии (Россия), политолог Юрий Солозобов в интервью ИА REX рассказал о судьбе постсоветской интеграции, которая вновь получила широкое обсуждение после статей в газете «Известия» Владимира Путина, Александра Лукашенко и Нурсултана Назарбаева.
ИА REX: Уважаемый Юрий Михайлович, в октябре на страницах «Известий» появилась целая «трилогия» на тему будущего Евразийского союза. Российский премьер и будущий «новый старый» президент Владимир Путин, затем — президент Белоруссии Александр Лукашенко и, наконец, казахстанский президент Нурсултан Назарбаев нашли силы и время для объемной газетной колонки. Чем вызвана такая публицистическая активность лидеров Таможенного союза?
Прежде всего, их общим стремлением ускорить и скоординировать интеграционные процессы на пространстве бывшего СССР. Долгое время наша постсоветская интеграция напоминала «броуновское движение» — находилась в непонятном подвешенном состоянии. «Откуда мы пришли?» — с этим вроде всё ясно! Из общей советской шинели. А вот внятных ответов на другие вечные вопросы — «Кто мы? Куда мы идём?» — не было. У многих лидеров стран СНГ отсутствовало видение общей цели — куда должно двигаться постсоветское пространство. Публичная дискуссия глав государств Таможенного союза (ТС) чётко указала привлекательную для большинства стран Содружества конечную цель. Это Евразийский союз государств (ЕСГ).
ИА REX: А почему лидеры независимых постсоветских государств будут прислушиваться к мнению Владимира Путина, Александра Лукашенко и Нурсултана Назарбаева?
Это самые влиятельные политики в СНГ, их точка зрения очень важна. Сегодня «евразийская тройка» — Астана, Москва и Минск — объективно является ядром притяжения на постсоветском пространстве. Почему так? Во-первых, вместе страны ТС составляют около трёх четвертей экономического потенциала СССР. И, во-вторых, они выполняют исторически важную роль «локомотивов интеграции». Вроде той, которая, к примеру, в ЕС принадлежала стратегическому союзу Германии и Франции. Поэтому от того, куда помчится эта «тройка», очень многое зависит!
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Посмотрите, Таможенный союз сейчас является наиболее продвинутым интеграционным проектом, существующим на пространстве бывшего СССР. Совокупный ВВП «тройки» составляет почти $2 трлн, промышленный потенциал оценивается в $600 млрд, объём выпуска продукции сельского хозяйства — порядка $112 млрд. Если Россия, Казахстан и Белоруссия — будут аккуратно и синхронно включать экономические и политические рычаги, наше движение вперёд будет осуществляться динамично, многопланово. Сегодня для эффективной интеграции в СНГ у нас есть все возможности. В итоге, мы быстро придём к выгодному для всех Союзу. Отказ от евразийской интеграции — это синоним слова «распад».
ИА REX: Зачем тогда писать три разных статьи? Выступил бы Владимир Путин с руководящей и направляющей директивой и вперед к ЕСГ — к единой общей цели!..
Нет, так не годится!.. Речь идёт о принципиально новом союзе — равноправном, без старших и младших братьев. Об интеграционном объединении, работающем на принципе консенсуса по типу Евросоюза. И как финал — о проекте полномасштабного политического взаимодействия во вновь предлагаемом формате ЕСГ. Формула интеграции в рамках Евразийского союза фиксирует приоритет экономической интеграции при сохранении политического суверенитета и гарантированной коллективной безопасности всех участников. Поэтому голос каждого лидера «тройки», представляющего свой особый, национальный взгляд на евразийскую интеграцию, должен быть услышан!
Вы точно подметили, то все три сочинения на общую тему ЕСГ получились разные. Концептуальная работа российского премьера «Новый интеграционный проект для Евразии — будущее, которое рождается сегодня» стала своего рода политическим камертоном. Она задаёт общие контуры нового проекта. По мнению российского лидера, «необходимо создание Евразийского союза, который мог бы связать Азиатско-Тихоокеанский регион и Европу». Вариантов будущего у стран СНГ — всего два. Первый — переферийной интеграции в мировую экономику. Скажу прямо, по донорским частям или на правах сырьевой провинции Китая или «кочегарки Европы». Второй — формирование собственного центра силы в центре Евразии. И Евразийский союз — один из инструментов создания такой силы. Вопрос стоит предельно остро: или мы объединимся, или нас разорвут!
ИА REX: По сути, это и презентация новой внешнеполитической доктрины России? Не так ли?
Согласен, это знаковый ход. Особенно в преддверии возвращения Владимира Путина в Кремль в качестве президента на два шестилетних срока. «Собирание земель» — цель весьма достойная. И в новых экономических условиях, в которых оказался современный мир — просто необходимая. В итоге между двумя гигантами — ЕС и КНР — создаётся мощный игрок — свыше 165 миллионов потребителей — с унифицированным законодательством, свободным передвижением рабочей силы, услуг и капиталов.
Белорусский руководитель в ответной статье «О судьбах нашей интеграции» горячо поддержал идею Путина о Евразийском союзе. И даже заявил о твёрдом намерении принимать в его формировании самое активное участие. Поскольку Минск — не самый простой партнёр по переговорам, эта безоговорочная поддержка «Батьки» дорогого стоит!
ИА REX: Многие комментаторы называют статью Лукашенко слишком восторженной и даже излишне комплиментарной по отношению к Путину. И намекают, что в той трудной ситуации, в которой сейчас находится белорусская экономика, Минск готов присоединиться к Москве хоть для создания ЕСГ, хоть для полёта на Марс...
Это явное преувеличение! Да, текст написан спичрайтерами «Батьки» гладко. Но через всю статью проходит аккуратно упакованная мысль: Минск хочет равного к себе отношения, несмотря на экономический и политический вес стран ЕСГ. Александр Лукашенко подчёркивает, что кроме формального равенства партнёров, необходимо и «равенство условий хозяйствования с равным доступом к единой энергетической и транспортной системе». Деликатно, но твёрдо белорусский президент затрагивает ещё одну «болевую» точку нашей интеграции — вопрос создания единой валюты. Это мудро. Чтобы задуманный альянс воплотился, Россия должна создать равные условия хозяйствования и не «давить на газ». В прямом и переносном смысле.
Евразийский союз — это не «либеральная империя» по версии Чубайса. Избыточные преференции российским монополиям подорвут главное — доверие партнёров. Равно как и принудительное введение рубля, как картошки. Кстати, Нурсултан Назарбаев не раз уже предлагал создать общую наднациональную денежную единицу — «евраз» или «алтын». Валютный союз — это важный рубеж, который ставится и в статье Путина. Если этот трудный перевал в ЕСГ мы одолеем, то речь пойдёт об интеграционном объединении, вполне сопоставимом по качеству интеграции с ЕС. Я считаю, что создание единой валюты — ключевой критерий успешности нашего интеграционного проекта. Равно как и принятие Евразийской энергетической хартии.
ИА REX: Вы упомянули про одну из инициатив Нурсултана Назарбаева. Скажите, а почему казахстанский президент, как нам показалось, немного задержался с ответом? Держал паузу или, может, сомневался в проекте ЕСГ?
Тут для сомнений нет места. Евразийский союз — любимое «детище» Нурсултана Назарбаева, дело всей его жизни. Напомню, что сама идея о создании Евразийского союза изначально принадлежит президенту Казахстана. Де-факто «авторские права» на ЕСГ — у Нурсултана Назарбаева. Именно Назарбаев ещё в 1994 году заявил, что странам СНГ необходимо создать Евразийский союз государств. Причём по образцу Евросоюза, где будет консенсусный путь принятия решений. Все два десятилетия президент Казахстана неизменно подталкивал объединительный процесс. И неустанно повторял: «Интеграция — вот кратчайший путь к процветанию». Время показало, что Назарбаевым была прозорливо указана надёжная и достижимая цель.
Что касается кажущейся паузы, то Нурсултан Назарбаев — политический тяжеловес. Он привык тщательно обдумывать и взвешивать каждое своё слово. Мне хорошо известно, что казахстанский лидер (в отличие от многих коллег-президентов!) сам активно работает над своими знаковыми статьями и выступлениями. Подолгу шлифует фразы, тщательно подбирает аргументы и факты. И всё для того, чтобы максимально доходчиво и убедительно изложить точку зрения Казахстана и его лидера. Так было и на этот раз. Статья «Евразийский Союз: от идеи к истории будущего» получилась ёмкой и содержательной.
ИА REX: Что самое интересное в этой статье?
На мой взгляд, казахстанский лидер завершает заочную «дискуссию на высшем уровне» об интеграции. (Замечу, что разговор об ЕСГ скоро будет продолжен на встрече в верхах в Москве, которая намечена в трёхстороннем формате, ориентировочно, на вторую половину ноября.) Назарбаев в своей публикации ставит все точки над «i»: например, четко определяет формат будущего ЕСГ. По его мнению, «Евразийский Союз должен изначально создаваться как конкурентоспособное глобальное экономическое объединение». Оно должно формироваться «исключительно эволюционным и добровольным путём». Определено и место ЕСГ в мире — он призван стать «мостом, соединяющим динамичные экономики Евросоюза, Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии». Ещё там много свежих идей, дающих новый импульс интеграции. Если мы твёрдо намерены создавать Евразийский союз, то хватит говорить — давайте формировать наднациональные координирующие центры. Так считает Нурсултан Назарбаев.
О чём идёт речь? Казахстанский президент предлагает создать Евразийскую ассамблею, объединяющую парламентариев наших стран. А также ряд общих бизнес-структур — Евразийский конгресс промышленников и предпринимателей и Евразийскую торгово-промышленную палату. Кроме того, Назарбаев готов разместить исполнительные органы ЕСГ в Астане как географическом центре Евразии. Это разумно, поскольку позволит избежать досужих разговоров о том, что «Москва опять возрождает Советский Союз» и так далее...
ИА REX: В этой статье Назарбаев говорит, что «реставрации» или «реинкарнации» СССР не будет. Довольно неожиданно слышать этот тезис от политика, который всегда считался потенциальным спасителем Советского Союза...
Вы же сами говорите, что президент Назарбаев до последнего боролся за сохранение СССР. (Кстати, это так — Казахстан был последней советской республикой, объявившей о своей независимости.) И в своей статье казахстанский лидер с болью вспоминает эти драматические моменты. Рассказывает о том, как на саммите СНГ, созванном по настойчивой инициативе именно Назарбаева, «был остановлен опасный процесс хаотичного распада исчезающей супердержавы». Во многом благодаря политической воле Нурсултана Назарбаева мы тогда остановились в полушаге от пропасти! Другое дело, что президент Казахстана — политический реалист. Свою позицию он однажды выразил так: «Кто не жалеет о распаде СССР, у того нет сердца. А у того, кто хочет его восстановления в прежнем виде, у того нет головы».
Нурсултан Абишевич хорошо понимает, что современный мир — не уютный клуб любителей старины. Бесперспективно «реконструировать» прежний СССР или создать какой-то иной ностальгический проект. Все проекты, основанные на ностальгии, долго не живут. Проходит поколение, которое помнило счастливые годы своей юности, а молодежь смотрит прагматически: а зачем нам нужны эти соседи по старому советскому общежитию? Нужен новый прагматичный подход, нацеленный на будущее. Важно привлечь к проекту ЕСГ активных молодых людей — новое поколение, выросшее за годы независимости. Новый наднациональный уровень Евразийского союза должен стать социальным лифтом для молодых талантов. Этот Союз создаётся, прежде всего, для них. Им предстоит жить в новом общем Союзе!
ИА REX: Юрий Михайлович! Вы сейчас затронули очень важную тему — общественной поддержки интеграции. Пока у нас всё идёт как в старом анекдоте: «Наверху шум, внизу темнота и шишки падают». Мало информации, все процессы идут в высоких кабинетах, инициатива не приветствуется...
Назарбаев хорошо понимает эту опасность. Он считает, что евразийская интеграция не должна идти верхушечным, сугубо бюрократическим путём. Нельзя население «осчастливить сверху»! «Создание Евразийского Союза возможно только на основе широкой общественной поддержки», — уверен Нурсултан Назарбаев. При создании евразийского пространства Назарбаев всегда активно действует в человеческом измерении. «Интеграция — слишком важное дело, чтобы доверять его только политикам», — не раз говорил президент Казахстана. Поэтому в статье он предлагает «укреплять народную вертикаль евразийской интеграции». Речь идёт «о расширении числа евразийских общественных объединений»: по сути, об опоре проекта ЕСГ на энергию масс.
Есть ещё один принципиальный момент. За прагматикой и экономикой, за волнующим объединением труб и активов нельзя забывать об идеалах. На мой взгляд, интеграционная миссия по созданию ЕСГ не будет успешной без привлекательной объединительной идеологии. Без всякого сомнения, ей может быть только «новое евразийство» Нурсултана Назарбаева. Сегодня в идеологической сфере Казахстане произошли знаковые перемены — к рулю пришла новая команда убеждённых евразийцев, твердых сторонников интеграции. Её возглавляет Баглан Майлыбаев — высокообразованный профессионал и опытный управленец, пользующийся большим авторитетом в России. Он много лет был пресс-секретарем президента РК, причём не просто умелым спичрайтером, но де-факто политическим советником и доверенным лицом главы государства.
Вот видите, едва стартовав, проект Евразийского союза сразу востребовал новых ярких людей со свежими идеями. Уверен, что многие из экспертов, публикующиеся на страницах вашего издания, также могли бы выступить дополнительными «моторами» нашей интеграции. Они могут быть сегодня востребованы как активные медиаторы нашего будущего углублённого сотрудничества. А самые интересные предложения, несомненно, будут услышаны «на самом верху». Предлагаю прямо сегодня начать конструктивную дискуссию о будущем ЕСГ на страницах вашего портала.
ИА REX: Спасибо, уважаемый Юрий Михайлович, за Ваше интересное интервью и за ещё более интересное предложение. Уверены, мы ещё не раз вернемся к актуальной теме Евразийского союза.
Всегда готов! До встречи.
Комментарии читателей (1):
Может быть ее автором был Нурсултан Назарбаев.