В Варшаве в кулуарах заседания комитета парламентского сотрудничества Россия—ЕС, отвечая на вопрос депутата Европарламента от немецкой Партии зелёных Вернера Шульца «Почему самый западный город России носит имя Калинина, которое ассоциируются с преступлениями Сталина?», губернатор Калининградской области Николай Цуканов заявил, что не исключает референдума о возвращении городу названия Кенигсберг.
Эксперты обсудили сообщение о возможности референдума по переименованию Калининграда в Кенигсберг.
ИА REX: Как вы относитесь к такой инициативе?
Политолог, первый вице-президент Центра моделирования стратегического развития Григорий Трофимчук:
Что касается ситуации вокруг Калининграда-Кенигсберга, то можно сказать только одно: начинается. Уже то, что после 1991 года эта часть России зависла на значительном отдалении от материнского тела, что к ней нельзя было добраться через братскую Белоруссию, должно было настроить Москву на тяжёлые размышления и оперативную разработку соответствующих программ. Однако за 20 лет этим никто не озаботился, даже после тревожного возникновения транспортного вопроса, в который был включён спецпредставитель Кремля Дмитрий Рогозин. Считалось, что как само собой всё улеглось.
Поэтому процессы по «евроинтеграции» этого субъекта РФ развивались в естественном ключе: вопрос о возвращении городу старого немецкого имени, экономическое проникновение европейских соседей внутрь территории, ухудшение жизни жителей анклава и многое другое стоят в одном ряду.
Даже то, что губернатор Калининградской области Цуканов не занял по этой проблеме внятную позицию, говорит обо всём. Странам ЕС, окружающим Калининград, осталось только начать целевую пропагандистскую кампанию по выворачиванию мозгов жителей региона в сторону Брюсселя. Думаю, это может получиться при минимальных финансовых вложениях, — тем более что высшее руководство края, как мы видим, в этом смысле настроено вполне лояльно. Европа задавит Калининград своей аурой, она это делать умеет. К примеру, лозунг «Калининград-Кенигсберг — культурная столица Европы — 2020» может сделать много.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Калининград — то же самое, что и Курилы, висящие на другом конце огромного диагонального «коромысла», у них одна и та же послевоенная судьба. Но если в проблеме Курил японцы действуют топорно, чем вызывают естественную встречную агрессию, то интеллигентная Европа душит Калининград ласково и нежно, не торопясь. Один из вариантов удержания Калининграда в теле России — назначение на должность местного губернатора несистемной фигуры, не чиновника из номенклатуры.
Журналист Игорь Богатырёв:
К такой инициативе отношусь сугубо отрицательно. По одной простой причине, — на мой взгляд, пора остановиться с переименованиями вообще. Хватит, напереименовались. Сто лет занимаемся только этим.
Политолог Константин Шуров:
Может это всего лишь «глупая выходка» так губернатор хочет реализовать «некие пожелания» озвученные в «узком кругу широко известных людей», из которых кто-то хочет и желает заслужить похвалу и признательность в Германии?
Если это будет первый шаг, то вторым может быть возвращение «исторических названий» городам, поселкам, островам и полуостровам, например, на Сахалине и Курилах, а потом это может принять повальный характер. Это пересмотр нашей истории. Великую Отечественную войну советского народа в информационном пространстве заменили 2-мировой. Дальше последует замена этого понятия в умах молодежи. Затем пойдет смена символов...
Политконструктор Юрий Юрьев:
Странные нынче губернаторы. Разумеется, на референдуме можно заработать, независимо от его цели, например переименования России в «Золотую Орду», а по ходу — сделать ещё множество попутных референдумов на более прозаичные и выгодные цели. Но губернаторы это лица, что отвечают за мобилизацию, гособоронрезерв и многие иные важнейшие вещи. И вдруг — губернатор ставит вопрос о моральном отчуждении города от результатов второй мировой войны. Что сразу же даст германским реваншистам козырь, что дескать русские сами признали собственность над городом германцев, а что от тогдашнего Кёнига остались одни руины и средства на его восстановление шли исключительно русские — лукаво умолчат.
Если завтра ещё какой-то губернатор поставит вопрос о переименовании Сочи в Адыг — стоит потратить силы на обнаружение стимула ставить вопрос: может быть это не блажь, а международная коррупция от врагов РФ.
Публицист и издатель (Нью-Йорк, США) Михаэль Дорфман:
Если Ленинграду вернули его историческое имя, то почему не Калининграду. Если горожане решат, что хотят назвать город Кенигсберг, то так тому и быть. В Европе есть множество городов, построенных не тем этносом, который в нём живёт сейчас — Львов, Вильнюс, Черновцы, Прага. Это не мешает их жителям не только чувствовать, но на деле быть законными владельцами городов, наследовать их историю, славу, памятники.
Многие города, реки и озёра в Европе доносят до нас память о древних обитателях — Бреслау-Вроцлав, однако и Лейпциг когда-то был Липецком, Померания — Поморьем, Эльба — Лабой, а озеро Балатон происходит от славянского слова болото. Калининград уж никак к этой категории не относится. Всесоюзный староста Михаил Иванович Калинин не имел к городу никакого отношения, кроме первой буквы фамилии. Если в Польше или Чехии ещё есть смысл обсуждать, обоснованно ли переименование, скажем исторического Аустерлица в Славков, то в Восточной Пруссии такого смысла нет. Возвращение городу исторического имени как раз утвердит уверенность русских людей, что они там хозяева, а не оккупанты.
Шовинистические кампании сталинских времён, когда Петергоф переименовывали в Петродворец, французскую булку — в «городскую», а сыр-камамбер — в «любительский», лишь унижали и обедняли богатую историю России. Явный нонсенс, когда Петербург находится в Ленинградской области, Екатеринбург в Свердловской, а Кенигсберг будет в Калининградской области — тоже хорошо бы устранить. Восточная Пруссия совсем не плохое имя для территории России, тем более, что прусы — вовсе не немцы.
Координатор международной экспертной группы ИА REX Сергей Сибиряков:
Информация польских СМИ о готовности калининградского губернатора к проведению референдума по переименованию Калининграда в Кенигсберг оказалась некорректной и была опровергнута Цукановым. Однако информационная волна по этому поводу в блогосфере и интернет-сми говорит о том, что российские граждане после ряда территориальных потерь со времён Горбачёва (шельф пролива Беринга, земли на Амуре и др.) настороженно относятся к власти и допускают возможность уступки в этом вопросе в пользу Германии. Сам же вопрос о возвращении исторического названия города можно было бы поднимать, если бы за этим не стояла большая политика.
Это процесс был начат в 90-е годы и ряд российских городов вернули свои исторические названия. Но процесс не был завершён. Вот только несколько городов России, которые пока ещё не обрели свое историческое имя: Волгоград — Царицын; Киров — Вятка; Ульяновск — Симбирск; Краснодар — Екатеринодар. Местным властям по пожеланиям граждан ничто не мешает вернуть своим городам исторические названия, если они сочтут целесообразным потратить на это часть городского бюджета.
С Калининградом же не всё так просто. На мой взгляд, не имеют права его жители менять название города, за который погибло 145 928 русских людей и представителей других народов СССР. Калининград-Кенигсберг — это симовол мужества и стойкости всего советского народа, а не небольшого числа жителей, проживающих сейчас в этом городе. В какой-то мере и я имею отношение к этому городу. Мой отец штурмовал его в 1945 году и впервые я узнал о его существовании в далёком детстве, читая на медали по слогам — «За взятие Кенигсберга». Конечно фигура «всесоюзного старосты» Калинина у многих граждан не вызывает симпатий, хотя бы потому, что он даже собственную жену не спас от гулаговских лагерей.
Может поэтому стоит переименовать Калининград и вернуть ему истинно прусское славянское имя Кролевец, ведь поляки до сих пор его называют Królewiec (Крулевец) (по-старопольски Kralowgród — Королевский замок). Но принимать решение о переименовании города надо на федеральном уровне и после изучения мнений экспертов.
Напомним, как сообщил польский портал Onet.pl, тема об имени областного центра была поднята на заседании комитета парламентского сотрудничества РФ-ЕС в Варшаве. Депутат Европарламента от немецкой партии зелёных, член комитета по иностранным делам Вернер Шульц спросил губернатора, почему город до сих пор носит имя Калинина, с которым ассоциируются сталинские преступления.
Губернатор Калининградской области Николай Цуканов опроверг появившиеся в СМИ сообщения о том, что он высказался за проведение референдума по переименованию Калининграда. После заседания комитета парламентского сотрудничества Россия-ЕС, которое проходило во вторник в столице Польши, на некоторых интернет-порталах появились материалы о том, что Цуканов якобы выступил за проведение референдума о переименовании Калининграда, отвечая на вопрос евродепутата из Германии, касающийся возможной смены названия города.
«Смысл моего ответа был в том, что у нас еще достаточно социальных и экономических задач, которые необходимо решать в первоочередном порядке, и проблема переименования города в их ряду не стоит. Но если этот вопрос возникнет, то он может быть решен только в формате референдума», — цитирует губернатора его пресс-служба.
Говоря о своём личном мнении, глава региона добавил, что он против переименования. «Я сам родился в Калининградской области, буду жить, и работать в Калининграде, и я против переименования города», — сказал Цуканов.
Комментарии читателей (5):
В обмене мнениями приняли участие 7 (семеро) участников. И шестеро из них, несмотря на разногласия по другим вопросам, однозначно "на дух" не приняли идею возвратного переименования Калининграда. Более того, все шестеро однозначно заявили, что эта идея связана с продолжением политики ослабления России и прикрывает начало кампании по отторжению Калининградской области и окончательной ревизии результатов 2-ой мировой. Таково их восприятие. Кстати, и мое тоже.
Нет, по контексту его выступления ("В Европе есть множество городов, построенных не тем этносом, который в нём живёт сейчас") видно, что и он указанный контекст "прохавал". Но вслух это не признает, рассуждает на тему, почему "это не больно", почему "это не страшно", почему "этого не надо бояться".
И кто же этот один (так говорят на Украине)?
Ну, конечно же, это мистер Дорфман!
А почему нет? Мы же усе хочем у Эвропу!
И нас там ждут!
Правда, за последние лет двадцать все время казалось, что нас там встречают, как Остапа Ибрагимовича Бендера в Румынии. Но может быть, это и входит в планы мистера Дорфмана? Может быть, это и есть его мечта?..
Господи! Как хорошо, что у нас есть мистер Дорфман!
Господи! Сделай так, чтобы он никогда, не покидал нас, всегда был под надежным присмотром!
Ибо ты сам учил
1) мнения должны быть разными - на то плюрализм (и он у нас есть!)
2) воспитующий котят не должен жалеть трудов своих, тыча их в их же шкоду
3) не поворачивайся к врагу спиной, а целуй его в щеку (а можно я его чуть-чуть укушу?)