В западных СМИ появилась информация, что чиновники ООН обеспокоены большим количеством оружия у гражданского населения Ливии, а Алжир открыл границы для беженцев из племён туарегов. Политолог Лев Вершинин прокомментировал корреспонденту ИА REX сообщения СМИ по ситуации в Ливии.
ИА REX: Как сообщает радио «Голос России», наличие большого количества оружия у населения Ливии представляет серьезную проблему, заявил специальный советник Генерального секретаря ООН Иэн Мартин в Триполи и рекомендовал новым властям страны быстрее разрешить эту ситуацию. О чём беспокоится чиновник ООН?
Мысль, сразу предупреждаю, не моя, она прозвучала в обсуждениях разных тем, но подмечено так точно и красиво, что не вынести из завалов просто нельзя. Поскольку ооновский чиновник ничего по своей инициативе не озвучит, не получив указания из центра, а сидящим в центре, в том числе, и лично господину Пан Ги Муну, на Ливию от души плевать, и он всего лишь претворяет в жизнь пожелания кормильцев, следует предполагать, что наличие у подавляющего большинства простых ливийцев самого современного оружия уже становится реальной проблемой как бы «победителей». А, следовательно, и их спонсоров. Всё вполне жизненно. Пока шли бои, люди, как известно, отсиживались, потому, как вмешиваться было страшно. Типа, они военные, пусть они и воюют. Но сейчас, когда, так сказать, «новые власти» показывают себя во всей красе, народ, даром что смирный, судя по всему, всерьёз берётся за стволы. Не уверен, что на ночных улицах столицы и других городов Ливии пришельцам с востока и горцам сейчас безопасно. Но вполне могу допустить, что именно такой поворот событий мудрый полковник и прогнозировал изначально...
ИА REX: Что происходит с племенами туарегов? Как сообщает немецкая Der Standart, «повстанцы устроили на эти племена настоящую охоту. По словам их верховного вождя, ситуация катастрофическая. Алжир открыл границы для беженцев,. Amnesty International заявила о „großen Risiko“ (большом риске) для всех тех, кто, так или иначе, поддерживал Каддафи».
Обычно туареги никогда никому, кроме себя не помогают, и они вели себя относительно пристойно. Не поддержали мятежников, обеспечивали стабильность поставок из Чада, они, наконец, когда бандиты, подкрепленные буркинийскими войсками, сделали рейд на Себху, дали им достойный отпор. И не больше.
Судя по тому, что правозащитники критикуют нежно любимых «повстанцев» только в исключительных случаях, на стыке границ Ливии и Алжира творится что-то по-настоящему жуткое. Причём, все эксперты, мнения которых мне удалось увидеть, сходятся в том, что резать туарегов в Сахаре — дело, мягко говоря, непростое. Они в песках сами кого угодно зарежут, и если уж племена начали исход в Алжир, значит, в тех местах работают не «ребелы» и даже не берберские ополчения, а совсем другие люди, воюющие совсем не по тем правилам, к которым привыкли кочевники.
Напоминаю, что частности, информация пакистанской The Nation о целенаправленном экспорте в Ливию боевиков «Талибана», реализуемом CIA, уже получила подтверждение. По сообщениям алжирской Al Khabar " на юго-западе Ливии, на стыке её границы с Тунисом и Алжиром действуют мобильные группы численностью до 50 человек на «джипах» с тяжёлыми пулемётами и ракетными установками. Люди в черной афганской одежде, в массе своей не знающие арабского языка, пытаются взять под контроль стратегически важные дороги и узловые перекрестки, занимать посёлки и устанавливать там жёлтые знамена АКИМ«. Помимо этого, в статье описаны массовые казни отрядами «повстанцев» сдавшихся в плен военнослужащих ливийской армии, а также разошедшихся по домам ополченцев из местного населения, в связи, с чем ныне вдоль алжирской границы идут тяжёлые бои между бандами ПНС и вновь взявшимся за оружие племени Tarfah. Что, собственно, и требовалось доказать.
Этим, скорее всего, и вызвано повальное бегство: воевать с АКИМ, имея на руках женщин, детей и какое-никакое имущество, туареги не могут. Им надо, как минимум, спрятать семьи.
В принципе, речь идет уже не о мести за поддержку «безбожника Каддафи». Это повод, но не причина. Реальных причин две. Прежде всего, конечно, боевики АКИМ создают, — даже не стараясь этого отрицать, — плацдарм для грядущей войны с Алжиром, и местное население им нужно только в намертво запуганном виде, чтобы воевать не мешало, снабжало всем, чем нужно, а также посылало молодежь в их отряды. А во-вторых, государственная концепция меняется. Если в Джамахирии вожди племен были обстоятельно представлены в Верховном Конгрессе по статусу, а самим племенам полагались солидные отчисления из бюджета, то после вчерашней пресс-конференции в Триполи стало ясно, что старым порядкам пришел конец. «О Конгрессе можно забыть», — сказал один из выступавших, — «а решать вопрос о дотациях будет парламент». То есть, власть перехватывает на себя городская буржуазия и шейхи исламистов, а племенам, относительно немногочисленным, придётся довольствоваться лептой вдовицы, забыв о былых привилегиях. А чтобы не сильно возмущались, самых воинственных, да к тому, же еще и обитающих в зоне трубопроводов, сейчас режут превентивно. Так сказать, впрок.
Ответ, естественно, будет. И туареги, оставив семьи с пожитками в безопасных местах, безусловно, вернутся, да ещё и с алжирскими родственниками, И прибрежные племена, долго выжидавшие, судя по всему, уже поняли, что зря не верили полковнику. Ничем иным нельзя хоть сколько-то внятно объяснить сегодняшний внезапный откат из-под Бени-Валида осаждающих, получивших удар в спину неведомо от кого, а тем более, вновь вспыхнувшие бои за Мисурату, где правительственными войсками давно уже и не пахнет, и тем не менее, по последним сообщениям, весь город, кроме центра, взят под контроль «зелёными».
В целом, очень похоже, что племена, на вмешательство которых так надеялся полковник, ощутив прямую угрозу своим жизненным интересам, наконец-то вынуждены проснуться, и если так, то ситуация наливается новыми красками. Лучше, конечно, было бы раньше, но тут уж ничего не поделаешь. Люди пустыни издавна считают себя в родстве с верблюдами, а до верблюдов, как известно, доходит не быстро...
Комментарии читателей (0):