По мнению эксперта ИА REX, политконсультанта Анатолия Вассермана, высказанного им в качестве комментария к статье Комсомольской правды «Америка готовит мировую интернет-войну», после Второй мировой войны главная угроза нашей цивилизации идёт из-за океана и проникает через информационное пространство. «Долгое время мы пытались от неё закрыться глушением зарубежных агитационных радиостанций. Затем резко сжали страну, уйдя в границы XVII века. Но, как видно любому завсегдатаю Интернета, война ради истребления самих основ нашей цивилизации продолжается. Значит, пора овладеть информационным пространством и через него атаковать источник новой угрозы, подчиняя его нашей традиционной русской тяге к равноправию и справедливости вместо покорения и подавления. А овладевать оружием противника мы всегда хорошо умели», — считает эксперт.
ИА REX: Согласны ли вы с Анатолием Вассерманом в том, что надо активно противодействовать внешним информационным угрозам?
Политолог, первый вице-президент Центра моделирования стратегического развития Григорий Трофимчук: Создание Вашингтоном автономных электронных систем для координации оппозиции и своих сторонников внутри «проблемных» стран не даёт никакого принципиально нового решения. Сама по себе эта система свалить политическое руководство конкретно взятого государства не в силах, если мы не говорим о мгновенном точечном обесточивании через компьютеры и спутники экономики государств как таковой.
Скажем, противники Лукашенко уже сегодня активно общаются через все каналы и виды связи, почти свободно планируя то, что в состоянии спланировать вообще. Если завтра им заблокируют возможность выхода в Интернет или возможность телефонного общения, это, конечно, несколько затруднит текущую работу и массовые сборы в различных районах города, но остановить её не сможет. В конце концов, ни у сторонников Ленина, ни у сторонников Гитлера не было компьютеров, сотовых телефонов и телевизоров, однако поставленных целей они достигли.
В этой связи Вашингтон должен понимать, что главным, определяющим моментом в попытке свержения или переформатирования власти в той или иной стране является наличие внутри неё мощного протестного харизматичного лидера, для которого средства связи, финансы, офисы и всё остальное имеют лишь вспомогательное, второстепенное значение. Вокруг такого природного лидера автоматически группируются сторонники — десять, сто, тысяча, миллион. Причём зачастую они не имеют не только «айфонов», но даже приличных штанов. Поэтому спутниковые телефоны, выданные Западом немногочисленным адептам Касьянова, их победу не способны приблизить в принципе.
Противодействовать киберсистеме, если она будет внедрена, не так сложно, как кажется. Здесь надо отталкиваться от специфики той или иной страны. К примеру, Кремль может заблокировать любые протестные настроения внутри России регулярным снижением цен на товары и услуги первой необходимости. Для обесценивания всех миллиардов долларов, вложенных США в глобальный электронный проект, достаточно уже 1 января 2012 года не повышать по доброй установившейся традиции, а снизить плату, скажем, за проезд на общественном транспорте по всей стране. И объявить — что уже в следующий праздничный день, 1 января 2013 года, в аналогичном порядке для населения будут снижены тарифы на газ, воду и свет. Сделать это за счёт конкретно взятых олигархов, о чём также широко оповестить всё общество.
Для Белоруссии, Ирана или Китая также существуют достаточно простые решения, противодействующие внешнему «цифровому» давлению. Наверное, многие из этих решений не стоит раскрывать до конца, как и детали той системы, которую апробирует Запад.
Против подобных простых и незапланированных никем решений не сможет сработать никакая электроника, никакая армия подпольных оппозиционеров, оснащённых своими смешными «энигмами», рациями, паролями и шифровальными книгами.
Писатель и программист (США) Юрий Шимановский: Сейчас в России почти каждая семья имеет доступ к интернету, но никакого протеста нет. Именно потому нет протеста, что нет посягательств на свободу общения. Одним словом, когда в стране много интернета, то там никогда не случится революция. Какую такую гадость может натворить интернет, что «низам» не захочется жить? Я не могу предположить. Не вижу я и путей, с помощью которых интернет помешает правительству (верхам) выполнять свои функции. Ну, разве что хакерская атака на компьютерные системы государства. Это единственный способ помешать «верхам управлять по-старому», но кратковременный и не имеющий отношения к социальным сетям. «Но как же свобода информации?» — скажет кто-то. Ведь если свобода и нецензура, то будет революция! Абсолютно неверно. Недовольство населения может вызвать запрет на информацию. А интернет как раз наоборот эту информацию даёт и таким образом снижает уровень недовольства. Зачем протестовать против цензуры в СМИ, если теперь имеется интернет? Наоборот, общественные сети способствуют снижению напряжённости. Никого теперь не раздражает цензура, если она и есть где-то в газетах. Интернет — это инструмент добра и единения. Он просто по смыслу своему не может быть деструктивной, разрушительной системой. В качестве иллюстрации вышесказанного можно упомянуть российскую «оппозицию». Они очень любят говорить о том, что все их неудачи связаны с цензурой на ТВ. Но позвольте! Сеть «ВКонтакте» имеет 100 миллионов аккаунтов. «Одноклассники» — 30 миллионов. Другие сети столь же многомиллионные. Но оппозиция упорно игнорирует социальные сети и отказывается их использовать. Она там вообще, можно считать, не представлена никак. Казалось бы, почему? Потому что они тоже понимают, что интернет — инструмент созидания. Он не может быть использован для разрушения «режима» никоим образом. Поэтому оппозиционеры вынуждены мерзнуть на майданах, вместо того, чтобы выходить в сеть. Это более действенно. Ну, и, конечно же, интернет они и впредь не будут замечать, но во всём винить телевидение, каждый раз напоминая пословицу про плохого танцора.
Психолог и психотерапевт Марк Сандомирский: Теоретически противодействие «интернет-атакам», как разновидности информационных войн, возможно за счёт выстраивания «оборонительных» систем массовой коммуникации, предназначенных для того, чтобы успокаивать население, развеивать тревожно-панические слухи, нейтрализовать локальные деструктивно-агрессивные настроения. Подобная работа может осуществляться как с помощью традиционных СМИ (при условии, что доверие населения к ним достаточно высоко), так и в информационной среде интернета (последнее — оптимально). Для этого необходимо создание профильных сетевых сообществ, сочетающих централизованную поддержку и «инициативу снизу», самоорганизацию пользователей. Однако, в России, где на протяжении многих лет реальные, пассионарные общественные движения не получают централизованной поддержки, в отличие от «декоративных», спойлерных, вероятность реализации подобных проектов невысока.
Консультант и изобретатель Алексей Дубинский: Каждому техническому средству по отдельности противодействовать можно. Легко запеленговать и обнаружить незарегистрированные передатчики (базовые станции). Можно не сертифицировать и запретить ввоз смартфонов, что будут способны объединяться в одноранговую сеть. Под предлогом борьбы с терроризмом можно законодательно запретить беспарольный wi-fi доступ в интернет и т.д. Однако это тупиковый путь — замораживается развитие высокотехнологического сектора, консервируется технологическая отсталость. Прогресс бесполезно душить, его нужно возглавить. Перенимать американский опыт, разрабатывать свои способы применения информационных технологий, проводить свои информационно-технические и пропагандистские операции. Основное внимание — не защите, а активным действиям. Это допустимо для РФ, пока стратегические ядерные силы стоят на боевом дежурстве. Настоящей непробиваемой защитой может стать лишь высокий общий уровень развития своих людей. Для этого необходима современная «постиндустриальная» идеология, переход к реальной демократии, широкая доступность качественного образования. Когда значительная часть общества будет состоять из уверенных, образованных, сознательных, активных, инициативных и способных к творчеству людей — никакие кибератаки и виртуальные революции будут не страшны. Однако для правящих верхушек постсоветских стран такие люди намного страшнее любых американских специальных операций.
Координатор международной экспертной группы ИА REX Сергей Сибиряков: Американцы, как обычно, пытаются использовать и выдать за свои идеи разработки хакеров. Например, с «теневым интернетом» — в сети сравнительно давно известен так называемый «пиратский сундучок», представляющий из себя ноутбук, имеющий всё необходимое для создания вокруг себя локальной сети с предоставлением всем желающим выхода через себя в интернет по спутниковому каналу. А в Австралии хакеры создали сотовые телефоны, способные соединяться через wi-fi друг с другом с обменом сервисами на расстоянии до 1000 метров. Пентагон и ЦРУ просто используют хакерские наработки в своих целях, ведь при наличии финансов доработать уже имеющееся гораздо проще, чем создать с нуля. Только вот это оружие вполне может использоваться и против них самих. Тем более, что хакеры постсоветского пространства креативнее западных и способны на многое. Подтягиваются к нашим хакерам по уровню и китайцы. Конечно, Россия и Китай пока не выделяют средств на противодействие, и в этом США имеют определённую фору.
Комментарии читателей (0):