После нападений на бывших офицеров в Москве, интернет-сообщество вернулось к дискуссии о легальной продаже огнестрельного оружия населению. Эксперты обсудили предложения блогеров о возможности и полезности легализации продажи и хранения в России огнестрельного оружия.
ИА REX: Есть ли необходимость в легальной продаже оружия населению постсоветских государств?
Научный руководитель Центра изучения современности (Париж, Франция) Павел Крупкин:
Я не буду анализировать наличествующие в медиа аргументы за и против свободы оружия, я сконцентрируюсь на ещё одном важном аргументе, который остаётся за пределами наличествующей дискуссии — на социопсихологическом климате в обществе. Дело в том, что сейчас социальное место обывателя в России практически полностью изоморфно положению овцы в стаде при пастухах (кто не верит — пусть назовёт для себя отличия). И таковое положение особенно сильно угнетает тех, кто по своим внутренним качествам имеет желание хоть как-то вложиться в облагораживание и очеловечение окружающей среды.
Представим себе ситуацию, когда человек застаёт группу бандитов, издевающуюся над избранной теми себе жертвой. В нынешних условиях проявление любой социальной солидарности просто неразумно — человек подставляет себя на роль жертвы, не достигая при том никакой положительной цели.
Потому каждый проходит мимо, вытесняя из сознания — чтобы совесть не болела — очевидную низость своего такого поведения какими-то внутренними объяснениями правильности происходящего (да что я могу сделать, да жертва сама, наверное, виновата, раз попалась). Но совесть — она зараза такая — она манипулируема отнюдь не до конца (есть такой божий след в каждом), и подобное регулярное упражнение по собственной десубъективизации, по собственному отчуждению от нормативного статуса «человек как он должен быть» в конечном итоге плохо сказывается как на самих индивидах, так и на атмосфере в обществе в целом. Думаю, что тут сидит достаточно значимый вклад в раннюю смертность русских мужчин.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Политолог, председатель ОО «Русский Крым» (Симферополь, Украина) Андрей Скрипцов:
Необходимость, возможно, уже и есть, а вот делать этого не стоит. Преступность пойдёт вверх настолько, что никакие плюсы перекрыть не смогут, причём огнестрел начнёт преобладать.
Публицист и издатель (США) Михаэль Дорфман:
В любой стране так или иначе определенные люди легально владеют оружием. Вопрос не в том, можно или нельзя, а в том, что такое можно, что такое легально, как регулируется продажа, владение и ношение оружия, какой надзор за выполнением законов и регуляций. Дьявол, как всегда, прячется в деталях.
Сценарист и публицист (Украина) Юрий Бликов:
Я не буду сейчас ссылаться на статистику резкого падения тяжких преступлений в тех странах и штатах, где легализована свободная продажа и хранение короткоствольного огнестрельного оружия гражданам. Свободная продажа оружия дело хорошее и нужное, даже, невзирая на многие минусы. Но, есть проблемы, значительно более сложные, чем обеспечение возможности противостояния преступникам.
На постсоветском пространстве не этот аспект самый главный. Оружие — вещь не дешёвая, а тем более хорошие пистолеты и револьверы. Покупательную способность граждан постсоветских стран даже близко нельзя сравнивать с покупательной способностью граждан тех же США. Таким образом, короткоствольное огнестрельное оружие станет опять-таки доступно только состоятельным гражданам. А учитывая, что большая часть наших граждан живет либо у черты бедности или вообще за чертой бедности, то реально мы вооружим небольшую прослойку состоятельных людей.
Но, людям бедным также захочется вооружиться. И отсюда неизбежно последует новая проблема — насыщение рынка дешёвыми и низкокачественными образцами короткоствольного оружия. А такое оружие представляет опасность, в первую очередь, для своего владельца.
Следующая проблема, которая возникнет, опять же по причине бедности — это владение навыками стрельбы. Чтобы оружие было безопасным и эффективным в защите, им нужно уметь пользоваться. А для этого необходима тренировка, и в выхватывании, и в наведении, и в самой стрельбе. Вряд ли бедный человек, с трудом сводящий концы с концами, тратящий скудные сбережения только на еду и оплату коммунальных услуг, сможет позволить себе роскошь регулярно покупать боеприпасы, регулярно пользоваться услугами тира, инструкторов. А без этого, мы получим владельцев оружия, не умеющих им пользоваться и представляющих опасность не столько для потенциальных правонарушителей, сколько для себя и окружающих.
Без решения этих проблем, вряд ли выйдет что-то путное из разрешения на владение короткоствольным огнестрельным оружием граждан. А решить их невозможно, без серьёзных социальных подвижек к лучшему, на всем постсоветском пространстве.
Журналист и переводчик (Израиль) Даниэль Штайсслингер:
Полагаю, что граждане постсоветских республик, в общем и целом — люди. И если эстонцам и молдаванам можно, то почему должно быть нельзя украинцам или русским?
Правда, в мусульманских странах я бы повременил с легализацией — там могут быть спровоцированы извне (скажем, из Ирана) попытки свержения строя, вооружённое население в состоянии развязать полномасштабную гражданскую войну.
Журналист и блогер (Запорожье) Александр Щепин:
Я не являюсь противником легализации короткоствольного огнестрельного оружия. Но, при этом, я довольно скептически отношусь к мысли о том, что владение подобным оружием чем-то поможет среднестатистическому обывателю в критический момент. Всё-таки мнить из себя Рэмбо дома перед монитором и адекватно применить оружие в экстремальной ситуации — это, как говорят в Одессе, две «больших разницы». И если уж с чего и начинать изменения, так, на мой взгляд, с усовершенствования законодательства о самообороне. Ведь наделать дополнительных отверстий, в посягнувшем на вашу жизнь, злодее можно как с помощью короткоствольного девайса, так и с помощью той же банальной отвёртки. Главное потом из жертвы не превратиться в глазах правосудия в обагренного кровью жестокого убийцу.
Журналист (Кременчуг, Украина) Александр Белковский:
Если говорить конкретно об Украине, то закон о легальной продаже оружия населению необходимо было принять ещё вначале 90-х, в период террора организованных преступных группировок, в результате которого пострадали десятки тысяч предпринимателей малого и среднего бизнеса. Считаю, что если сегодня их вооружить, то многие смогут вернуть утраченное. На помощь государства рассчитывать не приходится, так как у всех украинских правящих режимов проблема защиты народа от преступных элементов всегда находилась на второстепенном плане.
Напомним, многие блогеры считают, что огнестрельное оружие, вплоть до автоматов и снайперских винтовок, должно продаваться в оружейных магазинах свободно, любому трезвому человеку, по предъявлению паспорта.
Комментарии читателей (0):