Давид Эйдельман: Сирийское восстание и алавитский режим

2 мая 2011  16:24 Отправить по email
Печать

Стремительно развиваются события в Сирии. Армейские танковые подразделения брошены на подавление восставших городов, в то время как по всей стране проходят массовые демонстрации и даже в столице тысячи людей выходят на улицы, чтобы потребовать отставки президента Башара Асада. Наблюдается массовый переход членов правящей партии БААС на сторону восставших. Так, в среду о своем выходе из партии заявили более 200 государственных чиновников в Дараа — по их словам, они решились на этот шаг в знак протеста против расстрела сотен демонстрантов. Их примеру в Баниасе последовали 28 членов городского руководства. Последние события обнажили накопившиеся проблемы сирийского общества. О религиозном аспекте сирийского восстания в интервью рассказал эксперт ИА REX израильский политолог Давид Эйдельман.

ИА REX: Какую роль в сирийских событиях играют религиозные противоречия?

В момент, когда страсти накаляются, религиозное разнообразие страны – стратегический ресурс для захвата или удержания у власти. Проводившаяся последние сорок лет политика построения светского авторитарного государства сводится на нет, когда политический вопрос выживания режима поставлен ребром. Не надо забывать, что большинство населения Сирии – это сунниты. А президент и правящая верхушка принадлежит к алавитскому меньшинству, которое составляет всего 11% населения. 11% - это по данным иностранных экспертов. Официально заявляется 13%, а оппозиция говорит о 6%. Вообще же демография на Ближнем Востоке - это уравнение с многими неизвестными, как говорит израильский арабист Ксения Светлова. В Египте, Иране, Ираке многие сельские жители отказываются регистрировать своих детей в МВД, боясь сглаза и призыва в армию. Никто точно не знает, сколько палестинцев живут в Иордании, каковы истинные размеры племени каддафа в Ливии, сколько азербайджанцев в Иране, какой процент населения составляют алавиты в Сирии. Это стратегические секреты. Публикация информации угрожает ближневосточным режимам.

ИА REX: Насколько опасна в Сирии игра на религиозных чувствах?

Разыгрывать эту карту исключительно опасно. В Сирии во времена турецкого господства доминировали сунниты. Потом, после первой мировой войны, когда Сирия оказалась под французским мандатом, французы властвовали, играя на различиях. Франция сделала политическую ставку на конфессиональные меньшинства, поскольку стремилась не допустить консолидации национально-патриотических сил в Сирии. Французы дали алавитам свое государство. После того как эпоха французского мандата закончилась, а Сирия была объединена, ей опять стали управлять сунниты. Алавиты находились в ущемленном и подчиненном положении. Потом к власти пришла Партия арабского возрождения Баас под лозунгом «Единство, Свобода, Социализм», которую поддерживала коалиция меньшинств: алавиты, христиане, друзы, поскольку они чувствовали себя дискриминированными и добивались равенства. Правда, следует отметить, что приход к власти БААС помог не только алавитам, но и давал возможность для суннитов из глубинки потеснить старую суннитскую элиту.

После военного переворота, который произвел Хафез Асад в 1970 году, алавиты стали основной силой правящего режима. Они оседлали сирийского тигра. И правят. Во многом и потому, что просто боятся слезть. Алавитский клан Асадов правит по принципу "все остается в семье". По мнению The Financial Times, двоюродный брат президента Сирии Рами Махлуф контролирует 60% экономики. Его империя охватывает самые разные отрасли — от телекоммуникационной, нефтегазовой и строительной до банковской, авиационной и розничной. Ему принадлежит даже несколько частных школ. Такая концентрация влияния, по словам экономистов, означает, что для «аутсайдеров» вести бизнес в Сирии без его согласия почти невозможно.

Большая часть министерских постов достается алавитам. Большая часть государственных подрядов – тоже. В армии практически весь высший офицерский состав - алавиты.

В Сирии у власти режим, который говорит алавитскому меньшинству, что если сменится правительство, то это меньшинство постигнет катастрофа.

ИА REX: Сирийские повстанцы утверждают, что алавиты не могут править страной, потому что они не мусульмане. Сунниты рассматривают алавитов как неисламскую секту?

Алавиты – это очень интересная религиозная общность. Во время французского мандата, католические миссионеры доказывали, что алавиты - потомки крестоносцев, а их мировоззрение базируется на христианстве. Некоторые армянские и турецкие историки утверждают, что алавиты – это потомки киликийских армян, которые скрестили православие и шиитскую версию Ислама.

Сами алавиты начиная с середины тридцатых годов клянутся при всяком удобном случае, что они мусульмане, веруют в Аллаха, Мухамада, признают пять заповедей ислама и не отвергают Коран. Однако в суннитском дискурсе по поводу алавитов существуют самые разные мнения. Одни говорят, что они мусульмане, другие утверждают обратное. Некоторые их считают сектой. Иные утверждают, что они хуже сектантов и неверных, ибо маскируются под мусульман. Сейчас во время волнений в некоторых суннитских мечетях алавитов объявляют евреями. Самые благожелательные сунниты признают их ответвлением шиизма 12-го имама. А шииты их, в свою очередь, то признают своим, то нет. Тут стоит отметить, что алавиты достигли в Сирии власти за десятилетие до того, как иранские религиозные авторитеты после Исламской революции решили принять их в лоно шиизма. Это на время усилило ваххабитские настроения в Сирии и привело к восстанию в городе Хама, которое было подавлено большой кровью.

ИА REX: Что же на самом деле представляет собой алавитская религия?

Спросите чего-нибудь попроще. Благосклонно настроенный к алавитам (они же «мутаалии», «кызылбаши», «нусайриты», «Али-Алла», «алауи») эксперт скажет, что это уникальный синтез многих религий и богословских доктрин, а наблюдатель, настроенный враждебно, без смущения может заявить, что алавиты – это маргинальная секта, религиозная доктрина которой напоминает мусорную свалку гниющих отходов.

Во-первых, это целый конгломерат религиозных направлений, ответвлений, сект. Объяснить человеку извне классификации на "солнечных" и "лунных" алавитов вообще затруднительно.

Во-вторых, в разные эпохи они то приближались к шиизму, то обособлялись в виде особой религии. Зависело это не только от чисто религиозных вопросов, но и от различных социально-экономических условий существования алавитских социальных групп.

В-третьих, религиозное блюдо алавитов состоит из максимального количества ингредиентов и ещё большего количества приправ. В культовой практике алавитов отвергается шариат, но соблюдаются христианские праздники, во время которых читается Евангелие. Существует обряд причащения вином. Одновременно с этим существует культ поклонения солнцу, луне, вечерней и утренней заре.

ИА REX: То есть это такая сборная солянка?

Там смесь ислама, христианства, иудаизма, доисламских восточных языческих культов, а также традиций самых разных сект, которые слились и добавили собственные запахи. Алавиты обожествляют Али. Их главная книга, «Китаб аль-Маджму» начинается словами: «Кто наш господин, который создал нас? Ответ: это эмир верующих, эмир веры, Али Ибн Абу Талеб, Бог. Нет Бога кроме него».

Бог в их религиозной концепции являет себя в различных ипостасях. Познать Его невозможно, если только он сам не откроется, явившись в образе человека.

Для алавитов Господь явил себя и в первом человеке Адаме, и в Ное, который спасся во время потопа, продолжив род человеческий, и в Иакове, и в Моисее, и в царе Соломоне, и Иисусе, и в Мухаммеде. И всё это были различные вополощения Али, а сам Мухаммед (согласно алавитам) заявлял: «Я из Али, а Али из меня».

Религиозные дискуссии среди алавитов ведутся по темам поклонения закату или утренней заре, произошел ли Али из сердца Солнца или из глаза Солнца, или вообще его нужно отождествлять с Луной.

По представлениям алавитов люди существовали еще до сотворения Земли и были безгрешными пылающими небесными телами, наблюдавшими Али в качестве Солнца. Алавиты верят, что женщину создали из козней шайтана, что у неё нет души, поэтому её нельзя учить молитвам, и она не должна участвовать в богослужениях. Они верят в переселение мужских душ после смерти. После смерти души мужиков переселяются в животных, причём душа дурного человека — в тех животных, которых употребляют в пищу.

ИА REX: После объяснений всё кажется ещё более запутанным и запущенным. Давайте вернемся на грешную землю. Иран, который признал алавитов шиитами, использует Сирию для связи с ливанской «партией Аллаха» Хезболла и палестинским движением ХАМАС. Что станет с Ираном, если сирийский режим рухнет под напором протестующих?

Это то, что американцы называют «осью зла». Иран использовал Сирию для усиления своего влияния в регионе. Если Асаду не удастся утопить восстание в крови, то у Ирана в друзьях останется одна Армения, которой деваться некуда. Но даже если Асаду удастся удержаться, ситуация в Сирии уже никогда не будет такой, как прежде.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
Какой общественно-политический строй в России?
43% социалистический
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть