Выстрел себе в ногу: миллиардные штрафы Росрыболовства губят новые фабрики

19 января 2024  10:06 Отправить по email
Печать

Ещё недавно казалось, что идея «квоты под киль», по радикальному обновлению рыбной отрасли и увеличению потребления рыбы населением, буксует в части строительства траулеров, но успешна в создании рыбоперерабатывающих фабрик. Росрыболовство решило показать, что оно провалило и это дело. Ведомство выписало миллиардные штрафы почти всем новым фабрикам, и суд уже удовлетворил первый иск на сумму 1,9 млрд рублей к камчатскому ООО «Витязь-Авто». В случае, если будут удовлетворены и другие иски, по рыбопереработке России будет нанесен удар, от которого она вряд ли оправится. Ситуацию прокомментировал председатель правления Межрегиональной ассоциации прибрежных рыбопромышленников Северного бассейна Валентин Балашов.

- По теме инвестпроектов под рыбные квоты всегда обсуждались проблемы строительства траулеров, а строительство рыбных фабрик казалось успешным. И вдруг как бомба взорвалась - множество фабрик получили штрафы по миллиарду. В связи с чем?

Более семи лет назад в управлении рыбным хозяйством страны началось увлечение советской моделью управления рыбной отраслью. Отраслевой регулятор сделал попытку государственного нормирования производства, в частности, рыбного филе. Для этого был запущен механизм инвестиционных квот, рассчитанный на производство рыбного филе, в первую очередь белой рыбы - минтая, трески, пикши. И было предусмотрено, что необходимо построить соответствующие типы рыбопромысловых судов и виды береговых рыбозаводов.

По строительству рыбопромысловых судов мы сегодня имеем, мягко говоря, неудовлетворительную ситуацию - сдано в эксплуатацию порядка 20% судов от того, что было заказано рыбопромышленниками. По рыбфабрикам госплан был выполнен, рыбаки оплатили все стройки, запустили фабрики, начали работать, но через два года после начала их эксплуатации Росрыболовство без предупреждения прислал претензии на возмещение штрафов, которые исчисляются миллиардами.

Эта ситуация вызвала шок в среде рыбопромышленников, построивших фабрики на Дальнем Востоке и на Севере России. Они не понимают что хочет от них государство, и, естественно, у них отсутствуют средства выплатить миллиардные штрафы.

БУДЬТЕ В КУРСЕ

Повторюсь, Росрыболовство - с 2020 года не провело ни одного совещания, в котором бы рыбопромышленникам разъяснялись условия и санкции, которые будут им предъявлены, если рыбопромышленники не выполнят определенный план по филе.

- Казалось бы, на фоне провального опыта с рыболовным судостроением хотя бы часть идеи «инвестиции в обмен на квоты» работала. Но в Росрыболовстве посчитали, что пусть провалится все. Чиновники хотят загнать отрасль в тупик?

Мне представляется, что сейчас они принимают решения конвульсивно. К сожалению, решения направлены не на разрешение ситуации в пользу рыбного хозяйства страны, а против инвесторов, которые поверили государству. Увы, эти должностные лица, похоже, пойдут до конца, чтобы изъять эти квоты, их не волнует, что будет с рыбозаводами. Их больше интересует сам процесс перераспределения квот между пользователями, чем возможность населения покупать доступную и разнообразную рыбную продукцию.

Поэтому всей рыбной отрасли необходимо консолидироваться, и, в первую очередь, тем инвесторам, которые затратили миллиарды рублей на строительство этих заводов. Надо попытаться убедить правительство РФ, что ситуацию нельзя решать топорно, как ее решает Росрыболовство.

- Если инвесторы что-то делают неправильно, надо прийти и поправить их. Были такие попытки со стороны Росрыболовства?

Я, как руководитель одного из отраслевых объединений, в 2019 году во Владивостоке, на международном конгрессе рыбаков, задавал с трибуны вопрос заместителю руководителя Росрыболовства товарищу Савчуку: “Будет ли госплан по производству филе на инвестиционных фабриках и какие-то разъяснения по исчислению выполнения этого плана с учетом переводных коэффициентов, сопровождающих производство рыбной продукции?” На что Федор Степанович ответил: “ Что Вы, Валентин Валентинович, все будет хорошо!”.

Некоторые моменты регулятор подправил - для рыбопромысловых судов, которые строились по инвестпрограммам, он убрал обязательство привозить в наши порты рыбу в свежем виде. Но для береговых рыбфабрик регулятор не провел ни одного совещания, которое бы носило разъяснительный смысл того, как будут вестись подсчеты, какие будут штрафы.

- Получается Росрыболовство уже после заключения инвестдоговоров изменило правило игры, введя через пару лет свои методики подсчета продукции рыбфабрик?

В законодательстве и в договорах записана формула типа “казнить нельзя помиловать”. Сегодня мы в начале судебных процессов, которых будет ни один и не два, а гораздо больше. И уже суд будет определять: корректно изложено, некорректно изложено. Все претензии, изложенные Росрыболовством в соответствующих письмах - это видение чиновников Росрыболовства. У инвесторов рыбопромышленников иное видение этой ситуации. Теперь все будет решать суд.

- Наша судебная система, которая увеличивает процент приговоров подтверждающих выводы следствия, может не поддержать Росрыболовство? Или Дмитрий Патрушев в Минсельхозе поправит Шестакова в Росрыболовстве?

По моему мнению, вышестоящие исполнительные органы государственного управления уже не будут поправлять Росрыболовство, так не принято в государственной системе. Иски ушли в суды, приняты судами к рассмотрению. Моя практика наблюдения за решениями арбитражных судов говорит о том, что арбитражный суд в нашей стране не настолько зависим от исполнительных органов, как уголовный суд. В арбитраже ситуация 50 на 50.

Очень важно сейчас подготовить грамотные юридические обоснования того, что на фабриках все-таки производилась рыбная продукция: есть технический регламент рыбной продукции, есть законодательство РФ и отчетные документы компании.

Надо бороться и юридически, и в общественном пространстве, говорить в Федеральном собрании и Госдуме, обращаться к президенту, председателю правительства, к политическим партиям. Я считаю, что не все потеряно и можно ситуацию поменять. Попытки Росрыболовства расторгать договора за невылов 70% объемов, выделенных пользователю в течение двух лет, показывают, что арбитражные суды пока встают на сторону рыбопромышленников.

- Возможны ли компромиссные решения судов?

Органы государственного управления не заключают ни с кем никаких мировых соглашений, это могут себе позволить только два хозяйствующих субъекта или два гражданина.

Думаю, рыбакам надо выигрывать суды и убеждать правительство РФ и законодательные органы РФ, включая региональные органы власти, поддержать рыбаков, иначе мы увидим филе трески не по 800 руб/кг, а уже по 1800, такая дорогая рыбная продукция никому не будет нужна.

- Могут разориться все новые фабрики?

Насколько я слышал, штрафы получены 17 рыбозаводами, построенными по программе инвестиционной квоты. Это заводы как на Дальнем Востоке, так и на Севере России. А всего их 21. Я сомневаюсь, что найдутся другие инвесторы, который купят эти выставленные на продажу фабрики. Кроме того, если найдутся такие, которые придумают что там производить, то им не дадут инвестиционные квоты. И где они возьмут рыбное сырье?

Ситуация маразматическая потому, что если изъять инвестиционные квоты у инвесторов, которые построили рыбзаводы, квоты снова должны быть выставлены на конкурс, и под этот конкурс снова должны быть построены новые рыбзаводы. Для чего?

Получается, что Росрыболовство не руководит отраслью по производству рыбной продукции, а постоянно делит ресурс, раздает рыбные квоты, строит под них объекты, потом изымает эти квоты и так далее.

- Есть кто сможет приобрести обанкротившиеся после штрафов рыбфабрики?

Рыбопромышленники не купят эти фабрики, потому что лучше держаться подальше от таких непредсказуемых бизнеспроектов. Посторонние, не рыбаки, а финансисты, строители, нефтяники может и купят, но сырья для этих фабрик не найдут.

- Эксперты говорят, что Росрыболовство обосновывает свои претензии тем, что в объем переработки фабрики включали переработку рыбьих голов. Это правда?

Росрыболовства считает, что их нельзя было включать, но не факт, что эта версия будет принята судом как доказательство правоты. Рыба есть рыба от хвоста до головы, что внутри - тоже рыба. Рыбопромышленники произвели то, что нужно рынку, людям, что продается - что вы к ним привязались?

- В этой истории может быть еще одна пострадавший - руководитель Росрыболовства. Если раньше он мог похвастаться частичным успехом инвестиционной реформы, то сейчас получается, что он провалил ее всю. А в апреле будет формироваться новое правительство.

Кто будет руководителем и будет ли вообще Росрыболовство как отдельное федеральное ведомство - пока никто не знает. Тут дело в другом. Начиная с 2014 года, в отрасли возникают вопросы о профессиональной компетенции руководителей рыбной индустрии. Илья Васильевич Шестаков является только одним из руководителей, кто определяет стратегическое направление российского рыбного хозяйства, и кто принимает государственные решения. А вышестоящее руководство, Минсельхоз или глава правительства, при возникновении проблем всегда найдут виноватого где-то внизу.

Беседовал Иван Новиков

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Владимр Путин предостерёг Запад от эскалации. Подействуют ли слова на мировую закулису?
Чувствуете ли Вы усталость от СВО?
51.5% Нет. Только безоговорочная победа
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть