Экс-мэр Изюма: люди едут в Россию, бросив всё, им нужна помощь

23 августа 2023  13:03 Отправить по email
Печать

Владислав Соколов был мэром города Изюм с 1 мая по 1 октября 2022 года, когда населённый пункт контролировала РФ. Что пришлось пережить ему и жителям города, он рассказал в интервью REX.

- Как вы стали мэром Изюма?

Мэром Изюма я изначально становиться не собирался. Когда местные власти в марте бежали с Изюмского района и города Изюм, начались обстрелы города, появились разрушенные здания, завалы, трупы. Тогда, видя беспомощность и панику среди населения, я решил, что не могу остаться в стороне и начал собирать на главной площади города людей, которых призывал к наведению порядка и восстановлению мирной жизни. Через два месяца, созданные к тому моменту 14 трудовых коллективов, избрали меня главой города Изюм и Изюмского района. Далее мы продолжали нашу деятельность уже достаточно большим коллективом, выполняя задачи по восстановлению мирной жизни, взаимодействию с войсками, с правительством, обеспечению людей продуктами питания, налаживанию городской и районной экономики. В этой работе и заключалась моя должность как организатора и вдохновителя людских масс.

-То есть в основном деятельность заключалась в этом?

Конечно, как и любая другая гражданская организация, мы были обязаны налаживать именно мирную жизнь – заниматься восстановлением подачи электроэнергии, водоснабжения, теплоснабжения. Город подвергся очень значительным разрушениям за те 6 месяцев, что мы находились под протекторатом России. 6 месяцев, каждый день, город подвергался обстрелам со стороны украинских вооруженных формирований, что вызывало дополнительные разрушения и привело к большому количеству жертв среди мирного населения. Основная сложность нашей работы заключалась в том, что мы проводили раскопки завалов, уборку территории, занимались захоронением погибших и их идентификацией, документированием мест погребения, установлением связи с ближайшими родственниками и передачей им имущества, при том, что в городе не хватало тепла, света, не было никакой связи. Отсутствовали информационные ресурсы, а мы были все эти 6 месяцев в полу-окружении, город находился практически на передовой, которая находилась в 15-20 километрах от него. Поэтому нашей задачей было еще и находить людей – с помощью МЧС, налаженной российской связи, войск, которые находились у нас на территории. Второй задачей являлось обеспечение города едой. Мы смогли обеспечить всех жителей Изюмского района продуктами питания, у нас не было ни голодных, ни замерзших. Третьей задачей был ремонт всей инфраструктуры. В первую очередь мы занялись восстановлением электроснабжения, потому что без электричества, в современной мире ничего работать не может. Были организованы бригады РЭС (ремонта электросетей) на уцелевшей технике, которую мы смогли собрать и починить после обстрелов. Бригады выезжали на линии, пытались их восстановить, и за 6 месяцев мы смогли обеспечить электроэнергией почти весь город. То же самое касалось водоснабжения - большая часть водовозов была повреждена, а канализационные сети были нарушены, но тем не менее бригады, которые были нами созданы, смогли подать воду в большую часть города за 4 месяца. Там, где не удавалось восстановить водоснабжение, мы подвозили каждый день воду на двух отремонтированных водовозах.
Также мы занимались подготовкой к учебному году. Те несколько школ, что у нас оставались целы, нами приводились в порядок, ремонтировались, ставилось остекление и летом они уже были готовы к приему учеников. Но, к сожалению, в последние месяцы, в начале сентября, город подвергся усиленным обстрелам систем HIMARS и так называемыми гаубицами «Три топора» (М777) и две школы были уничтожены. В апреле, ещё находясь фактически в изоляции, мы смогли запустить хлебозавод. Огромное спасибо Россетям Российской Федерации, которые откликнулись на наш запрос и поставляли раз в 20 – 22 дня газгольдер со сжатым газом. Начав с 2800 буханок хлеба в апреле, постепенно мы довели выпуск до 18000 буханок, что позволило накормить город хлебом, а излишки пустить в другие населенные пункты, и всё это, разумеется, бесплатно. Также наладили бесплатное автобусное сообщение внутри города, запустили свою радиостанцию и телевидение. Также стали издавать свою газету - начинали в апреле с «Полевого листа», а в начале июня запустили газету «Изюмский телеграф», который доносил до жителей Изюмского района необходимую информацию о нашей деятельности и новых указах и распоряжениях. Мы смогли запустить две больницы. Центральная больница вновь смогла принимать и лечить больных, кроме тяжелых, которых мы с помощью ВС РФ отправляли лечиться на «Большую землю», где они получали более квалифицированную и качественную медицинскую помощь. Три месяца мы работали самостоятельно, в июне появилась ВГА Харьковской области, с которой нам пришлось вести работу.

- Вы упомянули обстрелы города со стороны ВСУ. Были ли они столь же варварскими как обстрелы Донецка, Горловки и других «старых» населенных пунктов ЛДНР?

Изюм после начала боевых действий. Фото: скриншот видео
Изюм после начала боевых действий. Фото: скриншот видео
Да, были такими же варварскими. Я уже рассказал об обстреле школьных помещений, в которых не было никаких российских войск. Обстреливались мирные кварталы, где проживают обычные гражданские люди, а не расквартированные военные. Было даже такое, что после налаживания работы банковских отделений неоднократно, именно в момент выдачи пенсионных выплат, начинался обстрел, в результате этого погибло 2 человека, пришедших получить свою пенсию и ещё несколько получили ранения. То есть это целенаправленные обстрелы мирного населения.

- То есть на людей навели артиллерию «ждуны»?

Не исключаем такого варианта. Вообще, если брать определённые районы нашего города, мы были свидетелями того, что шли целенаправленные обстрелы кассетными боеприпасами, раскрывающимися в воздухе и раскидывающими мелкие кассеты на большую территорию, они предназначены для поражения именно живой силы, спрятаться от них тяжело, на это не хватает времени. И такими боеприпасами обстреливались конкретно жилые кварталы, где военных вообще не было. Очень большое количество людей было убито или травмировано.

- А «Лепестки» применялись?

Да, это была обычная практика ВСУ. Они периодически обстреливали центр города и другие районы. К сожалению, от «Лепестков» были жертвы, люди получали очень тяжелые травмы нижних конечностей. Были и подрывы городской техники, которая выезжала на ремонтные работы. При наезде на такую мину у автомобилей порой отрывало колёса и наносились другие повреждения.

Чтобы вы понимали как люди относились к происходящему - люди шли и выполняли свой долг по восстановлению города, без зарплат, не взирая на то, что некоторые из них во время обстрелов получали ранения, всё равно все бригады находились на рабочих местах. Этим людям необходимо отдать должное, энтузиазм был очень высок. К концу августа у нас работало более 3000 человек, которые занимались жизнеобеспечением города и района.

- Чем вы занимались после того, как были вынуждены покинуть Изюм? Какое отношение вы имеете к ВГА Харьковской области?

Сейчас мы, к сожалению, не состоим в ВГА Харьковской области. У нас не совсем сложились отношения с нынешним руководителем. С первого дня приезда в Белгородскую область большинства жителей, мы занялись вопросами гуманитарного снабжения и определения местоположения всех беженцев с нашего района. Сначала эта помощь заключалась в выдаче продуктов питания, средств гигиены и одежды. Для этих целей нами был организован склад, который работал до января. Гуманитарную помощь получили более 3 тысяч человек, причем помощь получали не только изюмцы, нам было не важно, с какой территории приехали люди. Но по мере того, как людей становилось больше и они рассказывали о своих проблемах, мы поняли, что продукты питания не являются основной потребностью, а есть более серьёзные и насущные. Самой, наверное, страшной проблемой было то, что люди, находясь на территории РФ, получив гражданство, не имеют средств и возможностей для приобретения своего жилья. С этой проблемой инициативная группа обратилась к депутатам Государственной думы, которые отправили наши письма выше по инстанциям с просьбой рассмотреть вопрос о приравнивании жителей с отдельных территорий Харьковской области к жителям Херсонской по получению жилищных сертификатов. Мы создали и официально зарегистрировали на территории Российской Федерации землячество харьковчан, занимающееся гуманитарными вопросами. От этого землячества мы направили письма М.Ш. Хуснуллину и Д.А. Медведеву с просьбой урегулировать вопрос жилищного обеспечения. Какое будет решение мы не знаем. Мы, конечно, понимаем что идёт СВО, в стране тяжелая экономическая ситуация, но огромная масса людей находится в критическом положении. Возврат на родную землю, оккупированную ВСУ, для этих людей невозможен. Поэтому я считаю, что необходимо этот вопрос решить, и я буду делать всё возможное для этого. Остальные вопросы не менее важны, но, получив жилье, люди будут сами интегрироваться в российское общество и многие вопросы смогут решать самостоятельно.

Остаются и другие проблемы. Например, разорваны трудовые отношения - наш трудовой стаж за годы так называемой «Незалежности» с 1991 года до января 2023 не учитывается на территории Российской Федерации. Из-за этого у нас очень большое количество пенсионеров, которые не могут выровнять свой стаж, не могут его воссоздать и соответственно могут рассчитывать исключительно на социальную выплату, которой естественно не хватает для удовлетворения нормальных человеческих нужд. Если более молодым гражданам легче приспособиться, они могут работать где-либо, то пожилым же людям приходится тяжелее. Данный вопрос мы также поднимаем и считаем его решение одной из своих задач.

- Что может ожидать тех, кто решит вернуться? За что человек может подвергнуться репрессиям со стороны киевских властей?

За любое сотрудничество с российскими властями. Никто не разбирается, почему кто-либо пошел работать в какую-либо организацию, все признаются «коллаборационистами». В любом случае всех ждёт уголовное наказание с реальными сроками заключения. Еще одно наше направление работы заключается в сборе данных о наших земляках, которые, к сожалению, не смогли уехать в силу определённых обстоятельств и которые подверглись репрессиям на той территории. Мы хотим выступить с предложением о включении их в списки для обмена на военнослужащих Украины, либо на других гражданских. Они, конечно, не граждане России, но тем не менее они находятся в заключении по политическим мотивам. Да, были случаи что некоторые люди ехали на территорию подконтрольную ВСУ, что с ними стало – нам неизвестно.

- Как была проведена эвакуация? Есть ли у вас данные о судьбах тех, кто остался на занятых ВСУ территориях?

Эвакуации как таковой не было. Поэтому тем, кого успели предупредить, пришлось выезжать в срочном порядке. Перегруппировка ВС РФ происходила очень быстро и, к сожалению, оповестить всех в условиях отсутствия полноценных средств связи и информации о точном местонахождении людей в конкретную минуту, учитывая расширенный, ввиду усиленных обстрелов, комендантский час не удалось, получилось так, что часть людей уехать не смогла и осталась на территории, которую занял противник. Украинские власти организовали фильтрационные мероприятия, многие из наших людей подверглись репрессиям. У нас есть желание помочь этим людям, вырвать их из застенков киевского режима.

Из-за отсутствия эвакуации случился хаос, поползли разные слухи. Отсутствие чёткой информации со стороны ВГА Харьковской области привело к тому, что огромное количество людей приезжает бросив всё, на последние деньги люди пытаются сделать верификацию, с таким потоком людей органы не справлялись. И опять же, отсутствует четкая информация для людей о том, получат ли они жилищные сертификаты или по какой-то причине не получат, нет информации о проводимой работе по данному направлению.

Это порождает огромное количество слухов, это нездоровая обстановка для такого числа – 70 000 человек, приехавших сюда. Это же огромная масса людей. И это очень плохо, в том числе неправильно политически, когда они настроены негативно. Поэтому решение этой проблемы, освещение её в СМИ, поиск путей решения и возможностей для помощи беженцам с Харьковской области это первостепенная задача. Не хочу заниматься рекламой, но у нас есть Telegram-канал землячества, он открыт 4 июня и в нём мы занимаемся исключительно доведением до людей информации о нашей деятельности и о судьбе наших запросов, ничего лишнего.

- Какие положены пособия, льготы беженцам с Харьковской области предусмотрены на территории РФ?

На сегодняшний день, жители Харьковской области, не получают никаких социальных выплат и льгот. Большинство беженцев получили российское гражданство и могут претендовать на материнский капитал, уже предоставляется медицинская помощь, но, к сожалению, всё остальное пока закрыто. Нельзя сказать, что люди совсем ничего не получают, что-то есть, но основные вопросы, которые позволили бы беженцам полностью интегрироваться в российское общество как полноценные граждане, до сих пор не решены. И на их решение и направлена наша деятельность.

- Есть ли какая-либо реакция из центра?

Я думаю, что реакция будет, отрицательного ответа мы пока не получили. Если будет отрицательный ответ, то тогда будет понятно, что реакции нет, но пока такового ответа нет. Мы надеемся, что меры будут приняты и реакция будет положительной.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Чувствуете ли Вы усталость от СВО?
51.5% Нет. Только безоговорочная победа
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть