Министр иностранных дел Азербайджана Джейхун Байрамов заявил, что «в переговорном процессе с Арменией есть брюссельский формат, в рамках которого при посредничестве председателя Совета ЕС Шарля Мишеля были проведены многочисленные встречи». По его словам, договоренность об этом была достигнута в Молдавии на встрече с участием лидеров Азербайджана, Армении, Франции, Германии и Совета ЕС. При этом, как уточнил Байрамов, там шел всего лишь «обмен мнениями по вопросам повестки дня».
В публичном пространстве она не обозначена. Но если только в Брюсселе будет рассматриваться вопрос по делимитации границ между двумя государствами, то глава МИД Армении Арарат Мирзоян уже внес новое предложение: обозначить вопрос анклавов, который, кстати, рассматривался во время переговоров в Вашингтоне делегациями двух стран. Более того, он также заявил, что нет окончательной договоренности о том, по какой карте должны проходить работы по делимитации армяно-азербайджанской границы. Вот почему всякий раз, когда сторона или стороны анонсирую очередной раунд переговоров, всегда складывается ощущение, что они начинают с «чистого листа».
Вообще дипломатическая «игра на выезде» Баку и Еревана при посредничестве Брюсселя, производит странное впечатление, ведь по аналогичным проблемам нормализации отношений стороны ведут переговоры и при посредничестве Москвы. Их можно называть «домашними», так как они базируются на принципах мирного трехстороннего соглашения 9 ноября 2020 года Россия – Азербайджан – Армения. К тому же неизвестно коррелируются ли договоренности, если они, конечно, есть, на московской и брюссельской площадках. При этом самое интригующее в том, что стороны после переговоров на разных площадках заявляют о «достигнутом прогрессе» при обсуждении проблем, а потом выясняется, что у них нет даже согласованной переговорной повестки.
Бросается в глаза то, что Армения и Азербайджан стали потом использовать приемы символизма: вместе отходят от Москвы и прибились к Брюсселю, демонстрируя, что у них нет негативных намерений по отношению к Западу. Баку и раньше не числился в списках стратегических партнеров Москвы, тогда как Ереван, член ОДКБ и Евразийского экономического союза, стал активно дрейфовать в сторону Запада. Раньше Москва стремилась всегда быть над схваткой, до 2022 года продолжалось какое-никакое сотрудничество с Западом на карабахском направлении. Сейчас такого нет, все встречи между Азербайджаном и Арменией в Брюсселе проходят так, будто бы никакой России в мирном процессе не было и нет. В европейских итоговых пресс-релизах вообще не упоминаются ни российские миротворцы в Карабахе, ни особая роль Москвы в проведении демаркации и делимитации границы. Это говорит о том, что проблема нормализации отношений между Азербайджаном и Арменией переведена в плоскость противостояния Россия – Запад, что придает складывающейся ситуации в регионе новые качественные характеристики.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Более того, перспективы мирного договора между Арменией и Азербайджаном отдаляются. Если недавно стороны говорили, что «вот-вот документ будет подписан», то сейчас секретарь Совбеза Армен Григорян заявляет, что «мирный договор с Азербайджаном может быть подписан до конца 2023 года», и то при условии, что «сохранится интенсивность переговоров и содействие международного сообщества». При этом армянская сторона продолжает придерживаться позиции создания международного механизма, в рамках которого «Степанакерт и Баку должны обсудить права и безопасность». Как выясняется, на стороне Еревана находится и Париж. Пробить эту «крепость» Баку не удается. Причем эта «заноза» осложняет возможности и для реализации важного для России коммуникационного проекта «Север-Юг», когда сам Азербайджан оказывается зажатым в клещи между Россией и Ираном.
Если западный проект предполагаемого мирного договора между Азербайджаном и Арменией будет не устраивать Россию и Иран, то они «разорвут ситуацию», так как такой ход событий будет иметь большие геополитические последствия. Представляется, что именно по этой причине премьер-министр Армении Никол Пашинян пытается оттянуть время, а президент Азербайджана Ильхам Алиев форсирует ход событий. Помимо этого эксперты полагают, что ошибочно считать карабахский конфликт сердцевиной противостояния, предстоит еще и битва за границы для обеспечения своей национальной безопасности на годы вперед.
Так что дипломатическая активность Баку и Еревана на разных площадках четче, чем раньше, высвечивает интересы, проблемы и геополитическую уязвимость многих внешних игроков, которые в той или иной мере вовлечены в распутывание одного из серьезных, если не главных, закавказских конфликтных узлов.
Комментарии читателей (0):