После того, как президент России Владимир Путин по видеосвязи вместе со своим иранским коллегой Эбрахимом Раиси принял участие в церемонии подписания соглашения о строительстве железной дороги Решт — Астара — последнего железнодорожного участка международного транспортного коридора «Север — Юг», стало ясно, что начинается серьезная битва, результаты которой будут иметь для региона серьезные последствия.
Ранее на ИА REX: Россия и Иран приступят к созданию железной дороги Решт – Астара
Причем важные нюансы ситуации стали сразу бросаться в глаза. Дело в том, что железную дорогу Решт – Астара называли «бородатым долгостроем ХХI века» – о проекте международного транспортного коридора (МТК) Север – Юг, и о его железнодорожном сегменте Азербайджан, Иран и Россия пытались реализовать почти 20 лет. Особенно активничал Азербайджан. Он принял даже решение выделить Ирану льготный кредит на 500 миллионов долларов. Да и Москва, вроде бы, не отказывается от помощи иранским путейцам. Но все по разным причина стояло на месте, и только позже появились сообщения, что Иран и Россия намерены совместно инвестировать в строительство железной дороги Решт – Астара. После того, когда стало очевидным то, что введенные из-за украинского кризиса антироссийские санкции «закрыли Европу», прорыв Москвы на Восток с преодолением препятствий в отношении внешней торговли стало для неё стратегической необходимостью. А до этого все не выходило дальше деклараций. Вот почему участие в церемонии подписания соглашения о строительстве железной дороги Решт — Астара президента Азербайджана Ильхама Алиева вместе с Путиным и Раиси было бы вполне уместным.
Но такого не случилось. Бакинские эксперты, которые ранее истратили немало энергии на обличение Ирана за проволочки в реализации проекта, на сей раз были лаконичны. По их мнению, наша хата с краю, в реализации МТК Север – Юг куда больше заинтересованы Тегеран и Москва, нежели Баку. Ведь это Иран и Россия хотят связать транспортным коридором Санкт-Петербург с Персидским заливом. А Азербайджану в этом маршруте отведена всего лишь скромная роль транзитного государства. Правда, они не упоминают о том, что ранее Азербайджан, не желая подвергать себя последствиям вторичных санкций США, заморозил свою долю согласованных инвестиций в проект.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Часть этой интриги стала всплывать наружу после того, как заместитель официального представителя государственного департамента США Ведант Патель в ходе пресс-конференции сообщил о реакции его ведомства на состоявшуюся церемонию подписания соглашения о строительстве железнодорожной линии Решт – Астара. Патель пояснил, что у США «нет конкретной оценки именно этого проекта, зато есть причина для применения строгих санкций против участвующих в нем стран». Но Россия и Иран и без того находятся под американскими санкциями, что не мешает им начать реализацию проекта. Другое дело ,что в связи с санкциями, которые наложены на Иран, предприниматели не только Азербайджана не могут оплатить товары, доставленные транзитом через Иран. США и их союзники де-факто запретили иранским банкам получать доходы в долларах и евро и проводить расчеты с иностранными контрагентами по импорту. Хотя доставка сырья для производства, промышленного оборудования и других товаров из Азии в Азербайджан через Иран намного дешевле и быстрее. Однако, невозможность оплаты декларации при поставке грузов через территорию Ирана вынуждает их пользоваться другими, альтернативными маршрутами, которые дороже и по срокам значительно дольше. Например, доставка грузов из Китая или Кореи через Грузию в Азербайджан занимает порядка 90 дней, что более чем в два раза дольше, чем через Иран. Доставка же продукта из стран Персидского Залива или Индии через Грузию занимает в четыре раза дольше времени.
Одним из вариантов решения этой проблемы может стать открытие банками корреспондентских счетов в юанях, дирхамах и других валютах. Но это уже «игра» Азербайджана против США и их партнеров. В дальнейшем тут возможно только одно «утешение»: на реализацию проекта «Север-Юг» с подключением железной дороги Решт-Астара отводится четыре года. Первый груз по рельсам пойдет никак не раньше 2027 года. За это время, как говорят на Востоке, либо падишах, либо ишак могут исчезнуть.
В этой интриге есть еще одно важное звено. Иранские эксперты полагают, что Тегеран сознательно выводил Азербайджан из переговоров по проекту Решт - Астара, чтобы нивелировать его любое присутствие в северной части Ирана. Тут нет случайностей. Именно в момент подготовки к подписанию проекта 30 апреля группа общественных и политических деятелей «Южного Азербайджана» объявила о создании новой организации, направленной на восстановление Национального правительства Азербайджана, которое было провозглашено азербайджанцами, проживавшими в Иране в 1945-1946 годах. Было заявлено о планах создания независимого «Южно-Азербайджанского» государства. Сейчас вокруг этого создаются скандальные ситуации, призванные раскачать политическую ситуацию в Иране.
Прямое участие России в проекте Решт-Астара может сорвать все подготовленные на Западе геополитические пертурбации в регионе.
Конечно, Европа и Азия завязаны не только на Южном Кавказе, но основные сухопутные транспортные маршруты, вероятнее, будут проходить именно отсюда. Это большой плюс и большой минус и немалые геополитические риски. Это сейчас действует уже другая Москва.
Комментарии читателей (0):