Турецкий эксперт Сельчук Тюркйылмаз заявил, что практически все западноевропейские государства во время выборного процесса в Турции донесли через свои СМИ, что во главе страны Реджеп Тайип Эрдоган им не нужен, и они не потерпят «никакого возвышения в противовес Западу, и даже настаивают на необходимости преподать урок». Но сегодня шансов у Эрдогана на победу действительно больше, чем у оппозиции.
Действительно ли Запад боится выигрыша Эрдогана? Конечно, он – менее приемлемая кандидатура, чем Кемаль Кылычдароглу, уже в силу стремления «доить» Запад в обмен на сотрудничество, Запад устал от его «взбрыкиваний». В отношении него Эрдоган ведёт себя под стать чересчур разборчивой невесте, которая постоянно набивает себе цену. Но вот бояться Турции, Запад не будет. Сама по себе Турция – региональная держава, которая не в состоянии бросить вызов не только США, но даже любой из ведущих европейских держав – ФРГ, Франции, Италии. А противостояние Турции и НАТО – это уже вообще из области фантастики. Выход Турции из НАТО мог бы ослабить позиции альянса на южных границах России. Однако важность Турции в альянсе во многом определялась спецификой холодной войны, когда СССР контролировал всю Восточную Европу. Сегодня роль Турции нивелируется нахождением в Североатлантическом блоке Болгарии, Румынии и сотрудничеством с Украиной. Конечно, это не компенсирует возможности действий на Северокавказском направлении (хотя здесь для НАТО большую ценность имеет Азербайджан, а не сама Турция), но на Черноморском – в достаточной степени. Выход Турции из НАТО затруднит действия флотов союзников в силу конвенции Монтрё, но не их сухопутных войск и авиации.
Вся фишка в том, что с Эрдоганом или без него Турция не пойдёт на конфликт с Западом, так как это отрежет страну от передовых технологий, компенсировать которые будет нечем. Да и на энергетических «хабах» можно будет поставить крест, так как Анкаре попросту некому будет перепродавать российские ресурсы в случае конфликта с Европой. И из НАТО Турция не выйдет, так как лишившись его поддержки, турки могут проститься с проектом «Великий Туран», а он крайне важен не только по внешнеполитическим, но и по внутриполитическим соображениям.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Кто бы ни выиграл выборы, он столкнётся с расколом турецкого общества практически пополам – часть стоит на традиционных ценностях, защитником которых является Эрдоган, часть стоит за продолжение кемалистского курса вестернизации Турции. Объединить страну можно, если найти точки соприкосновения этих двух позиций. Общим является пантюркизм. Лидером исламского мира современная Турция не может стать по определению – она слишком вестернизирована для этого. Стать полноправным членом Западного мира она тоже не в состоянии – она слишком традиционалистски-мусульманская для этого. Остаётся пантюркизм. Еще 30 лет назад С. Хантингтон констатировал: крах СССР открыл перед Турцией уникальную возможность стать лидером возрождающейся Тюркской цивилизации, охватывающей семь стран на пространстве от берегов Греции до Китая. Поощряемая Западом, Турция прилагает все усилия, чтобы выстроить для себя эту новую идентичность. Поэтому кто бы ни пришел к власти, строительство «Великого Турана» продолжится, а соответственно – продолжится курс на ослабление позиций России на постсоветском пространстве. Примечательно, что поражение Эрдогана невыгодно Казахстану (как говорят турецкие эксперты), на глазах превращающемуся в русофобскую страну.
Победа Эрдогана менее выгодна Западу, чем успех его оппонента, но и этого варианта там не боятся. В случае чего договорятся и с Эрдоганом, благо, на практике он всегда готов ко всем услугам.
Впрочем, у России есть небольшой шанс улучшить свои позиции: сделать всё, чтобы попасть в ОТГ и постепенно увязывать все свои связи с Турцией условием выхода из НАТО. Начинать делать это, разумеется, мягко, с маниловским придыханием: «Как было бы хорошо, если бы турки были бы не в НАТО...».
Комментарии читателей (0):