Интересы России и Индии в Африке во многом совпадают. Однако многие направления взаимодействия в нашей стране более развиты, поэтому Россия может составить здоровую конкуренцию индийской стороне, например, в атомной энергетике, ВПК, химической промышленности, кибербезопасности и цифровизации. Об этом пишет научный сотрудник Центра Индоокеанского региона ИМЭМО РАН Ирина Колгушкина в статье для Международного дискуссионного клуба «Валдай».
После окончания Второй мировой войны у африканской политики Индии было два ключевых направления.
Во-первых, финансовая и политическая поддержка антиколониальных освободительных движений и борьбы против режимов апартеида в государствах на юге и востоке в Африке, в частности в ЮАР и Намибии. На заседаниях ООН Индия неоднократно обращала внимание мировых держав на случаи дискриминации и геноцида в африканских странах.
Во-вторых, индийская политика заключалась в налаживании отношений с этнически индийским населением на континенте. Индийская община обосновалась на восточном побережье Африки задолго до колониального периода в результате развития судоходства и открытия новых морских путей и смогла значительно расширить своё присутствие там во времена британского правления. Британские власти отправляли индийцев в Восточную Африку в качестве наёмных рабочих для строительства железных дорог и работы на плантациях, в некоторых случаях они выполняли административные функции на местах. После завершения работы многие рабочие остались в британском протекторате Восточной Африки и перевезли свои семьи из Индии.
Со временем индийцы, поселившиеся в Африке, смогли стать крепким средним классом в африканском обществе. В основном они занимались торговлей и открывали собственные предприятия. Например, индийские мелкие торговцы отправлялись в отдалённые районы Африки и налаживали поставки сельскохозяйственной продукции из деревень в города. Сейчас на африканском континенте можно услышать термин «дука» (от dukan, что на хинди означает «магазин»). В Эфиопии понятия «учитель» и «индиец» являются почти синонимами. На Маврикии индийское население стало самой многочисленной общиной. Подобная экономическая деятельность была выгодна обеим сторонам: развивалась экономика Африки, укреплялись контакты с Индией путём денежных переводов от представителей диаспоры. Однако не все были довольны присутствием индийцев в Африке, известны случаи, когда их обвиняли в выкачивании денег из национальных экономик.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
- 30.05.23 Президент Кении предложил вместо доллара использовать в Африке местную валюту
- 29.05.23 Бола Тинубу приведен к присяге в качестве нового президента Нигерии
- 26.05.23 Заместитель председателя КНР встретился в Пекине с вице-премьером Эфиопии
- 25.05.23 Как воруют нефть в Нигерии, почему стране выгоден мировой энергокризис и что мешает стране выйти в нефтяные лидеры
С середины XX века Индия начала позиционировать себя как представителя африканских развивающихся стран в международных организациях и содействовать более тесному сотрудничеству в рамках политики Юг – Юг. Индия также активно взаимодействовала с Организацией африканского единства, основанной в 1963 году. Поскольку Индия до 1991 года проводила политику импортозамещения, экономические вопросы играли незначительную роль в двусторонних отношениях. Соответственно, мы можем говорить о том, что до 1990-х годов развивалось преимущественно политическое взаимодействие.
1991 год стал поворотным моментом в индийской политике. Осознание необходимости изменения экономической модели страны привело к всеобъемлющим реформам и переориентации на внешний рынок. Индийское правительство начало активно привлекать прямые иностранные инвестиции, проводить экспортоориентированную политику, направленную на интеграцию на мировом рынке. Либерализация оказала воздействие и на внешнюю политику в отношении Африки. У партнёров появились новые сферы взаимодействия и общие цели: диверсифицировать импорт, гарантировать энергетическую и продовольственную безопасность и сократить уровень бедности. Индия начала рассматривать свою диаспору в качестве потенциального инструмента мягкой силы во внешней политике. Растущее участие КНР в Африке усилило конкуренцию за ресурсы и влияние.
В 2002 году при поддержке Экспортно-импортного банка Индии (EXIM Bank) была запущена программа Focus Africa для расширения экономического сотрудничества с государствами региона. Первоначально внимание уделялось Кении, Маврикию и Эфиопии, затем добавились Нигерия, ЮАР, Танзания и Гана. На данный момент в проекте задействованы 24 африканские страны. Кредитование этих стран проводится для развития и поддержки импорта товаров и услуг из Индии. Кроме того, индийские компании, желающие экспортировать продукцию в эти страны, получают особый статус и поддержку со стороны местных правительств. В 2004 году Индия вместе с восемью западноафриканскими государствами приступила к осуществлению инициативы TEAM-9 (технико-экономическое сотрудничество Индии и Африки), направленной на расширение и укрепление экономических отношений. В рамках этой инициативы Индия хотела в том числе участвовать в разработке запасов нефти в Гвинейском заливе.
Подобные программы способствовали увеличению объёмов торговли. Несмотря на то, что КНР остаётся явным лидером в двусторонней торговле со странами Африки, Индия постепенно становится значимым торговым партнёром региона. Около 8% импорта Индии приходится на Африку, а доля индийского импорта в африканских странах составляет 9%. Товарооборот между Индией и африканскими странами вырос с 5,3 миллиарда долларов США в 2001 году до 66,7 миллиарда долларов США в 2020 году. Помимо расширения и диверсификации торговых отношений, индийское правительство поддерживает частных инвесторов. Например, Конфедерация индийской промышленности на регулярной основе организовывает индийско-африканские форумы для компаний обеих сторон.
Основными торговыми партнёрами Индии в Африке являются Нигерия, ЮАР, Ангола, Египет, Марокко и Алжир, на которые приходится 89% индийского импорта. По мере роста индийской экономики и увеличения потребностей в энергоресурсах Индия начала импортировать больше сырой нефти и газа из этого региона. Это привело к тому, что сейчас Индия закупает больше энергоресурсов у Африки (на регион приходится 24% индийского импорта нефти) и меньше зависит от поставок из стран Ближнего Востока. Африканские страны интересны Индии и как поставщики урана, запасы которого есть в Нигере и Намибии. Помимо этого, страна импортирует золото, драгоценные камни, руды, химикаты и сельскохозяйственную продукцию.
Индийский экспорт в основном состоит из нефтепродуктов, автомобилей и автозапчастей, фармацевтических препаратов, промышленного оборудования, текстильных изделий, электроники и ИТ-оборудования. Экспорт индийской фармацевтической продукции и лекарств в Африку был одним из самых быстрорастущих с начала XXI века. Индийские компании играют важную роль в обеспечении доступных и дешёвых лекарств и вакцин, которые крайне необходимы для лечения смертельных заболеваний, характерных для данного региона. Так, например, благодаря индийским вакцинам страны африканского «менингитного пояса» смогли побороть менингококковый менингит, а десятки тысяч ВИЧ-инфицированных африканцев получили доступ к разработанному в 2003 году индийскому дженерику для профилактики заболевания.
Индия входит в десятку крупнейших инвесторов в страны Африки. Несколько индийских государственных и частных предприятий расширили своё присутствие в регионе с начала 2000-х годов. Богатые полезными ископаемыми африканские страны привлекают инвесторов в развитие добывающей промышленности. Индийские предприятия видят потенциал региона и вкладываются в сферы телекоммуникаций, строительство, информационные технологии, финансы, банковское дело, здравоохранение и пищевую промышленность.
По сравнению с КНР объём индийских инвестиций невелик и в рамках сотрудничества Юг – Юг с 2008 года по 2018 год составил около 56 миллиардов долларов США. Основная часть инвестиций поступает только в одну страну – Маврикий, который обладает особым режимом налогового обложения. Мозамбик и ЮАР также являются крупными реципиентами инвестиций. Многие индийские компании, заинтересованные в инвестициях в Африку, сталкиваются с препятствиями, осложняющими ведение бизнеса. Инвесторы отмечают отсутствие информации о соответствующих национальных рынках в Африке, дефицит инфраструктуры, высокие транспортные издержки, плохой деловой климат и коррупцию.
Особое место в индийско-африканских отношениях занимает сотрудничество в сфере безопасности. Оно заключается в совместной борьбе с терроризмом, экстремизмом, обеспечении кибербезопасности, проведении совместных военных учений и участии в миротворческих миссиях ООН в регионе.
Россия, как и Индия, всегда выступала за свободу и поддерживала освободительные движения в Африке. Советский Союз активно участвовал в создании и развитии на континенте промышленной и энергетической инфраструктуры. В настоящее время у России происходит «разворот на Восток», и Африка может стать приоритетным направлением российской внешней политики. Россия традиционно сотрудничает с государствами Северной Африки и ЮАР (на них приходится 70% товарооборота России с африканским континентом), в то время как Индия активна и в странах к югу от Сахары. Интересы России и Индии в Африке во многом совпадают. Основные сферы сотрудничества обеих стран с Африкой – это создание энергетической, транспортной, военно-промышленной инфраструктуры, поставки оборудования для горнодобывающей промышленности и металлургии, проекты по развитию сельского хозяйства и здравоохранения. Многие направления взаимодействия в нашей стране более развиты, поэтому Россия может составить здоровую конкуренцию индийской стороне, например, в атомной энергетике, ВПК, химической промышленности, кибербезопасности и цифровизации.
Комментарии читателей (0):