Минсельхоз России планирует в течение трёх лет существенно снизить долю иностранных семян по мере роста собственного производства. Между тем в отечественной системе селекции и семеноводства, а также сортового и семенного контроля существуют большие проблемы. Минэкономразвития запросило заключения по проекту Минсельхозом у пяти агрообъединений. Эксперты считают, что проект станет слишком большой нагрузкой на бизнес и может заставить производителей импортных семян уйти с рынка.
Постановление Правительства РФ от 27.03.2023 №483 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» вступает в силу с 1 сентября 2023 года, а для отдельных положений сроки приведены в соответствие с законодательством о семеноводстве. Так, в соответствие со статьей 32 Федерального закона от 30 декабря 2021 года №454-ФЗ «О семеноводстве» приведён срок вступления в силу ряда положений постановлений Правительства от 28 апреля 2022 года №764 и от 20 декабря 2022 года №2358, в том числе, в части требований о наличии генетических паспортов на сорта и гибриды сельскохозяйственных растений при ввозе в Россию их семян.
Например, недавно в Россию из Киргизии пытались ввести партию семян кукурузы, содержащую ГМО. Более 14 тонн семенного материала не пропустила в страну служба Россельхознадзора. В сообщении ведомства, было указано, что груз перевозился с нарушениями — так, этикетки на мешках содержали не полную информацию о происхождении и качестве семенного материала, данные на фитосанитарном сертификате не совпадали с данными транспортных документов. Проверка груза Россельхознадзором окончательно перечеркнула перспективы ввоза — лаборатория выявила в кукурузе следы ГМО.
Россельхознадзор напомнил, что генетически модифицированные семена разрешены к ввозу в Россию только в научных целях. Кыргызстан, в свою очередь, является участником Картахенского протокола, который позволяет ввоз и воспроизводстве генетически модифицированного семенного материала — однако Россия этот протокол не подписывала.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Россельхознадзор обратился к компетентным ведомствам Киргизии, чтобы установить причины произошедшего нарушения и предотвратить их повторение в будущем. Минсельхоз Киргизии обещает оперативно направить в Россельхознадзор всю необходимую информацию.
Ранее Россельхознадзор уже обращался к губернатору Саратовской области с просьбой проконтролировать работу ветеринарных и фитосанитарных ведомств в регионе. Из региона поступало много продукции с нарушениями, а лаборатории не имеют оборудования для проведения некоторых исследований.
Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.04.2023 №52 «О внесении изменений в Порядок лабораторного обеспечения карантинных фитосанитарных мер» уточнен порядок лабораторного обеспечения карантинных фитосанитарных мер: отбора и обращения образцов (проб), проведения карантинной фитосанитарной экспертизы, оформления ее результатов. Кроме того, дополнен типовой перечень лабораторного оборудования и материалов, необходимых для проведения карантинных фитосанитарных экспертиз. Настоящее Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.
Приказом Минсельхоза России от 13.02.2023 года №83 «Об утверждении формы заключения о наличии (об отсутствии) в посевах (посадках) или семенах сельскохозяйственных растений генно-инженерно-модифицированных организмов» с 1 сентября 2023 года утверждена форма заключения о наличии (об отсутствии) в посевах (посадках) или семенах сельскохозяйственных растений генно-инженерно-модифицированных организмов. В ней указывается, в частности, наименование линий генно-инженерно-модифицированных организмов, на наличие (отсутствие) которых проведены исследования, информация об объекте исследований, место посева (посадки) сельскохозяйственного растения с указанием региона, района, городского или сельского поселения, номера поля или кадастрового квартала и прочее.
В последнее время в стране наметился тренд на уменьшение квот на импорт семян. В течение трёх лет количество иностранных семян будет снижаться по мере роста собственного производства. Однако, по словам главы Минсельхоза России Дмитрия Патрушева, пока в сфере российского семеноводства есть проблемы. По базовым зерновым культурам самообеспеченность отечественными семенами 70% и более (в частности, по семенам подсолнечника на такой уровень возможно выйти в течение ближайших двух лет, а по кукурузе готовится отдельная подпрограмма федеральной научно-технической программы сельского хозяйства, и уже подобраны бизнес-партнёры для развития селекции этой культуры).
Ускоренный переход на отечественные семена и генетику может создать дополнительные риски падения эффективности производства в российском агропромышленном комплексе в случае, если отечественные сорта и гибриды будут уступать по устойчивости и продуктивности импортным.
На прошедших 15 марта 2023 года в Государственной думе парламентских слушаниях на тему: «О реализации Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства» Минсельхоз устами первого замминистра Оксаны Лут обещал изменить правила работы зарубежных семеноводов в России. «Мы поменяли нашу политику в отношении селекции, потому что ряд зарубежных компаний повели себя некрасиво, непорядочно». Как напомнила замминистра, несколько иностранных компаний — поставщиков семян ранее приняли решение уйти с российского рынка, но, тем не менее, до сих пор пытаются ввозить свою продукцию в нашу страну.
«Основная компания, которая ушла с рынка, — это Corteva c сортом семян Pioneer, её семена использовали многие. Она всё свернула, но свои сорта оставила в реестре и теперь пытается ввозить их в нашу страну. Но делать она это будет недолго, потому что эти сорта, скорее всего, мы вместе с Госсорткомиссией исключим из реестра», — рассказала Оксана Лут. При этом она добавила: «Это наша чёткая позиция — те, кто повел себя плохо в отношении России, работать на российском рынке не будут». В этой связи остаётся открытым вопрос с тремя другими компаниями (Syngenta, Bayer, Nuseed), которые в феврале этого года разослали своим клиентам уведомления о приостановке поставок семян в Россию и о возможной перспективе ухода с рынка.
«Но мы хотим, чтобы иностранные компании нормально локализовались в нашей стране. Мы хотим, чтобы сразу всё — от зародышевой плазмы было в стране, чтобы они передавали нам технологии, обучали наших людей. Если они хотят работать, значит, попросим их делать так. В противном случае они работать на нашем рынке не будут», — заверила Оксана Лут.
Проект постановления, разработанный Минсельхозом России и размещенный на сайте regulation.gov.ru, предусматривает, в частности, критерии для локализации производства семян. При создании сортов и (или) гибридов критериями являются наличие не менее двух земельных участков, расположенных в различных почвенно-климатических условиях; наличие питомника, в котором осуществляется создание, выведение, выявление сорта и (или) гибрида сельскохозяйственного растения (исходные линии, образцы, производство исходного посадочного материала); выполнение скрещиваний полного цикла из исходной собственной, коллекционной и лицензионной российской и иностранной гермоплазмы (линии, селекционные образцы, сорта, доноры, генетические источники) для получения селекционных образцов сортов и родительских линий гибридов; наличие у российских организаций и (или) организаций с иностранным участием лабораторного комплекса для молекулярно-генетических исследований и размножения, а также осуществление иных селекционных мероприятий и технологий.
Критериями локализации при производстве (выращивании) семян сельскохозяйственных растений являются выращивание созданных сортов и (или) гибридов сельскохозяйственных растений из оригинальных и элитных семян, созданных в России, или сортов и (или) гибридов сельскохозяйственных растений, переданных иностранными участниками российским и (или) организациям с иностранным участием; наличие земельных участков для производства (выращивания) семян сельскохозяйственных растений; наличие производственных мощностей для выращивания семян на территории России, включая их подготовку, подработку, калибровку.
Предполагается, что организации с иностранным участием будут допускаться к деятельности, связанной с локализацией производства семян сельскохозяйственных растений, исключительно при соблюдении перечисленных критериев локализации производства.
Российские организации и (или) организации с иностранным участием должны ежегодно до 1 марта утверждать и предоставлять в Минсельхоз план по организации локализации производства семян сельскохозяйственных растений, соответствующий предложенным критериям.
Между тем в отзыве Минэкономразвития России (письмо от 28 марта 2023 года №10182-АХ/Д26и «О проекте постановления Правительства Российской Федерации от 12 марта 2023 г. №ОЛ-3-19/5286, от 14 марта 2023 г. №3/188») указано, что оно видит избыточную нагрузку на бизнес в предложенных Минсельхозом путях локализации производства семян в России, а также считает, что выдвинутые решения не обоснованы.
Но вернёмся к цифрам (рис. 1). На сегодняшний день в России сохраняется высокая зависимость от импортных семян и племенного материала. Так, в 2022 году доля отечественных семян сои составила 43,5%, кукурузы — 41,8%, рапса — 30,6%, подсолнечника — 23%, картофеля — 6,7%, сахарной свёклы — 1,8%. Доля российских семян зерновых и зернобобовых культур — 70%. В Минсельхозе России отмечают, что для ускорения процессов импортозамещения предусмотрен широкий спектр мер государственной поддержки. С учётом Доктрины продовольственной безопасности и Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, а также в соответствии с положениями Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике», Федерального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации» и Бюджетного кодекса Российской Федерации принята Федеральная научно-техническая программа развития сельского хозяйства на 2017–2030 годы (ФНТП).
Отечественным селекционерам доступно финансирование по этой программе, а также льготное кредитование. Также с этого года увеличен размер возмещения по капзатратам на строительство селекционно-семеноводческих центров — с 20 до 50%. Кроме того, стимулируется спрос на семена, произведённые в рамках ФНТП, за счёт возмещения до 70% затрат на их приобретение, подчёркивают в ведомстве.
В ходе парламентских слушаний депутат Государственной Думы Андрей Аникеев предложил дополнить федеральную программу развития сельского хозяйства селекционными подпрограммами:
«Нам необходимо поддерживать ряд важных направлений селекции, среди которых — овощные, кормовые и, конечно, зерновые культуры. Для этого нужно дополнить сегодня федеральную программу развития сельского хозяйства соответствующими подпрограммами и установить в них объективные критерии оценки выполнения целевых показателей».
«Как известно, обсуждаемая сегодня государственная программа была утверждена Постановлением Правительства в 2017 году. Общий объём бюджетного финансирования составил около 34,7 млрд рублей, ещё около 34 млрд рублей (будут выделены?) из внебюджетных источников. Данная программа рассчитана до 2030 года и исполняется путём реализации девяти подпрограмм, четыре из которых — селекционные (картофель, сахарная свёкла, технические и масличные культуры). При этом на селекцию и семеноводство выделено 12,7 млрд руб. бюджетных средств, из которых 90% будут направлены на картофель и сахарную свёклу. Для того, чтобы у нас не было отставания в других стратегически важных направлениях селекции, нужно добавить ещё несколько подпрограмм: овощные культуры, которые формируют „борщевой набор“, кормовые, которые необходимы для повышения эффективности животноводства, и, конечно, зерновые», — подчеркнул Андрей Аникеев.
Парламентарий обратил внимание на необходимость увеличения финансирования данного направления: «Мы должны реализовать задачи, поставленные Президентом России: нужно увеличить финансирование подпрограмм развития селекции всех основных стратегически значимых культур». Кроме того, в целях развития отечественной селекции нужно разработать меры поддержки для двух существующих в России форм собственности организаций, которые этим занимаются. «Важно учитывать, что сейчас селекция существует в двух формах собственности — частная и государственная.
По мнению широкого круга экспертов для стимулирования развития частной селекции нужно: организовать выделение грантов на разработку конкретных сортов; открыть селекционерам доступ к государственным коллекциям генетических ресурсов растений; субсидировать часть затрат на обновление материально-технической базы; оказывать содействие в сборе селекционных вознаграждений; создать нормативно-правовые условия, гарантирующие права и доходность деятельности селекционера и максимально защищать его права на государственном уровне как внутри страны, так и за рубежом.
В сфере же государственной селекции необходимо: определить объём требуемых сортов и размещать государственные заказы на их производство; оказывать государственную поддержку на этапе доработки, продвижения, логистики и хранения семян; своевременно обновлять материально-техническую базу; установить новые формы подготовки кадров в сфере селекции; субсидировать сельхозпроизводителей на покупку семян отечественных сортов.
Несомненно, что эти программы нужно подготовить комплексно, одновременно с созданием для наших селекционеров благоприятных регуляторных условий, тогда мы сможем получить положительные результаты. Ведь конечная цель — добиться реального прорыва в сфере селекции и семеноводства в нашей стране. Только объективно обозначив причины проблем отечественной селекции и семеноводства, изучив их взаимосвязь, можно совместными усилиями всех участников этого процесса наметить верные, достаточно быстрые и эффективные пути решения.
Отметим, что в стране впервые появился и легализован термин «агротехнологические работы». Постановлением Правительства РФ от 01 декабря 2022 года №2201 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросу реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», вступившим в силу с 01 января 2023 года, было определено понятие «агротехнологические работы», как комплекс мероприятий по обработке почв, внесению удобрений, подготовке семян и посадочного материала, посеву и посадке (включая стоимость семян и посадочного материала), уходу за посевами, а также по уборке урожая.
Правила устанавливают цели, условия и порядок предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на поддержку сельскохозяйственного производства по отдельным подотраслям растениеводства и животноводства. Они предоставляются в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до Минсельхоза РФ, на финансовое обеспечение (возмещение) части затрат, в частности, на проведение агротехнологических работ, повышение уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, а также на повышение плодородия и качества почв.
Комментарии читателей (0):