Всё не отпускают меня недавние заявления главы банка ВТБ Андрея Костина о необходимости проведения в России нового этапа масштабной приватизации. Разбор заявлений я делал здесь.
Однако очевидно, что Костин выступил публично не просто так. Судя по всему, в высших эшелонах власти, действительно, есть сторонники повторения распродажи государственных активов. Надо сказать, вылезают они не в первый раз, а предпринимают соответствующие попытки раз в пять дет. В предыдущий раз публично необходимость масштабной приватизации обосновывал уже экс-руководитель Счётной палаты Алексей Кудрин.
Но в данном материале я бы хотел рассмотреть несколько другой вопрос.
К сожалению, недавний исторический опыт приватизации является в нашей стране не просто негативным. Он породил среди населения полное отторжение даже к самому понятию «приватизация». Хотя, если исходить из чисто теоретических соображений, то ситуации могут быть разными. Передача в частные руки заброшенного санатория на берегу озера с его последующим восстановлением – тоже своего рода приватизация.
Впрочем, то, что в общественном сознании имеется такое резкое отторжение, является для нашей страны безусловным плюсом. Национально-ориентированный капитализм в России так и не был построен. Да и, учитывая исторические обстоятельства, его не могло быть даже в теории.
Несмотря на отдельные случаи, крупный бизнес, как правило, является офшорным и прозападным. На 90%. На плечах оставшихся 10% национально-ориентированных предпринимателей построить нормально функционирующую экономику невозможно. Это слишком мало. Значит, необходимо значительное участие со стороны государства.
Поскольку в общественном сознании массовая приватизация воспринимается негативно, то государство вынуждено считаться с этим обстоятельством и не идти на подобный шаг. Во всяком случае, её противники во власти получают отличный аргумент, почему этого не надо делать. Так, кстати говоря, случилось в 2010-2012 годах, когда, несмотря на вроде бы принятое решение о массовой распродаже государственных активов, сам процесс так и не начался, за исключением отдельных случаев.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Но в связи с этим возникает вопрос: может ли в России произойти так называемая народная приватизация, когда миноритарная доля государственных компаний передается населению? Например, акции Сбербанка или Газпрома распределяются среди определенных категорий граждан?
Вопрос интересный. Но, отвечая на него, необходимо понять: а для чего широким массам акции госкомпаний? Что они могут с ними делать? Получать дивиденды? Да, дело хорошее, но нестабильное и непредсказуемое. Государству куда лучше будет организовать нормальную систему социального обеспечения уязвимых категорий граждан, чем раздать им акции госкомпаний.
Единственный аргумент, почему доля в государственных компаниях должна принадлежать частным лицам, является повышение эффективности их работы после перехода в публичный статус. Ведь теперь госкомпании обязаны отчитываться о результатах своей деятельности. Даже формальное выполнение этого обязательства все равно даёт определенные представления о работе и различные управленческие ошибки хорошо видны.
Правда, на практике всё происходит несколько иначе. Есть компании, которые ответственно подходят к отчетностям, а есть те, кто занимается формализмом. И тогда миноритарии начинают распродавать акции и компания становится неинтересной. Однако это никак не влияет на изменение подхода со стороны руководства госкомпании. В отличие от частного предприятия, которое стремится поддерживать свою капитализацию, госкомпаниям этот параметр не так важен.
Следовательно, народный контроль над государственными компаниями вряд ли возможен. Так сложилось, что госкомпании в России работают по большей части исключительно в своих интересах, а не в интересах миноритарных акционеров. Да даже в интересах мажоритарного акционера – государства, работают не всегда. Я не хочу назвать данный факт однозначно негативным. Он имеет как свои плюсы (например, обеспечение устойчивости секторов экономики), так и обозначенные минусы. Это простая данность.
Для народного контроля должны функционировать соответствующие институты и, что важнее, должна сформироваться соответствующая культура. И то, и другое у нас отсутствует. Если пытаться создать институты искусственно, получится очередной симулякр. А культуру создать невозможно, она формируется естественным образом. И, думаю, в России сформироваться она не может, поскольку народный контроль над работой коммерческого предприятия – один из инструментов капитализма (пусть и социального). А капиталистические основы так и не были приняты и поняты в нашем обществе.
Опыт прошедших десятилетий показывает, что самым эффективным способом управления стратегически важными и крупнейшими отраслями экономики является управление через государственные компании. Недостатков имеется большое количество, но иного варианта нет.
Вывод доли государственных компаний на IPO и продажа её миноритариям вреда не приносит. В отдельных случаях, действительно, способна улучшить работу предприятий. Однако не следует рассматривать как универсальный рецепт, который точно принесет результат.
Но, убежден, что миноритарную долю госкомпаний необходимо оставить тем, кто действительно заинтересован в её покупке и может осуществить соответствующую операцию через биржу.
Здесь важно предусмотреть два момента. Первый – запретить концентрацию миноритарной доли в одних руках (например, одно физическое или юридическое лицо не может владеть более 2% акций). Второй – не допускать иностранцев до торгов акциями государственных компаний.
По последнему поясню дополнительно. Несмотря на убеждение, что капитализацию рынка необходимо повышать любыми способами и иностранный капитал здесь может сыграть важную роль, наша же практика показала, что иностранный инвестор излишне эмоционален и нестабилен. Как только возникают геополитические события (а их в ближайшее время будет много), так нерезиденты стараются поскорее убежать из страны, выводя деньги. И, соответственно, обрушивают котировки отечественных компаний. Если уж говорить о рынке акций, то убежден, что он у нас может и должен жить в автаркии. А вот с рынком облигаций история другая.
В общем, ни олигархическая, ни народная приватизация в России невозможны. У нас нет сформировавшейся культуры капитализма (и это плюс). А, значит, необходимо искать другие способы повышения эффективности управления государственными активами.
Комментарии читателей (0):