Мои и моих товарищей наблюдения за происходящим в международных делах вокруг нашей страны рисуют картину последовательного «обгрызания» американцами и их союзниками по НАТО наших позиций по её периметру.
Отношения с Финляндией последние тридцать лет не были в полном смысле добрососедскими, но, по крайней мере, до 2020-х с её территории не исходила прямая угроза России. Это давалось, конечно, в первую очередь, за счёт нескончаемых торгово-экономических пряников для Хельсинки, но не только: у финнов сохранялось понимание важности именно мирного сосуществования с нашей страной. Теперь этого понимания нет. Будет в НАТО Швеция или не будет, не столь важно – эта страна всегда была враждебна нам, но теперь она если и не войдёт скоро в НАТО, то поддержит освоение натовцами демилитаризированных Аландских островов. Это будет их ответ на то, что мы у них из-под носа увели Крым. Это будет их «непотопляемый авианосец» в Балтийском море.
В Латвии, Литве и Эстонии военное присутствие НАТО усилилось очень существенно. Членство Финляндии в НАТО служит делу его дальнейшего наращивания. О каких-либо правах русских там в качестве общин и даже ущербных национальных меньшинств можно забыть. Русское движение, ориентировавшиеся на русских избирателей партии разгромлены. О долгосрочных разрушительных последствиях безнаказанного надругательства там над нашей исторической памятью говорить излишне. Находящиеся у власти в Прибалтике элиты будут усиливать свою привязку к США – это для них единственная гарантия сохранения себя во власти, и они в ней сохранятся.
Белоруссия – это случай из категории «нет худа без добра», но число наших критиков и даже прямых противников в этой стране, насколько можно понять, увеличилось. Сегодня они запуганы, но страх не лучший стимул для поддержки союзного нашей стране режима и тем более дружеских чувств к России.
Полностью ликвидированы те прочные позиции нашей страны в Европе, которые были созданы в эпоху СССР. После Второй мировой войны Сталин построил на европейских границах нашей страны пояс добрососедства; Брежнев поработал над тем, чтобы и в Западной Европе у нас стало больше дружески настроенных партнёров. В этом поясе в 1991 – 1999 годах были пробиты бреши, но в последние годы он полностью превратился в пояс враждебности.
Вашингтон упёрто нацелился на разгром ПМР и захват этих земель вместе с находящимся там оружием. Удержать этот регион под нашим влиянием было бы особенно важно, но он как-то тревожно исчез из информационной повестки. В новой концепции внешней политики Приднестровье вообще не упомянуто как нечто, представляющее интерес для России. И это земли, когда-то отвоёванные у турок Суворовым!
На волоске отношения с Турцией. Даже если Эрдоган по результатам предстоящих выборов сохранит власть в своих руках, уже слишком дорого заплачено за его хотя бы балансирование между Россией и Западом, за то, чтобы его враждебная нам позиция по Армении и особенно по украинскому кризису не была совсем уж оголтело и открыто враждебной.
Закавказье. Россия не захотела удержать Нагорный Карабах в неопределённом качестве, а это было бы весьма и весьма полезно для будущего наших позиций в Закавказье. Сделано это было не ради «дружбы» с Эрдоганом, но турецко-азербайджанский фактор сыграл и здесь свою роль. Можно, конечно, говорить, что, уйдя на Запад, Армения окончательно погубит себя, но разве нам легче от этого, разве не лучше было сохранение в этом регионе дружественного государства? Да, это требовало больших ресурсов и умной политики; да, и то, и другое у нас в дефиците, но стараться надо было. Признаков такого старания не видно. В Грузии дело с удержанием этой страны от перехода на полностью проамериканские позиции обстоит лучше, но реально американцев и там мало что сдерживает. Скорее, это они сами пока не считают нужным действовать там по полной программе, нежели это наша страна удерживает их там от этого.
В Казахстане и Средней Азии Россия также теряет своё влияние. Главная причина этого в том, что мы в силу качества нашей собственной политической и экономической «элиты» слишком долго мирились с формированием прозападных элит и в этих странах. Потом заявленной идеологией проведения СВО (с акцентом возвращение русских земель) Россия их сильно напугала. От этого испуга до ненависти один шаг, и англичане и американцы это активно используют. Движение соотечественников там и вообще во всех странах постсоветского пространства больше не существует, и восстановить его не удастся. Фактор массовой трудовой миграции из Средней Азии, которую насаждают в России наши собственные бизнесмены и бюрократы с пониженной социальной ответственностью, тоже уже давно работает против России.
С Японией далеко не всё благополучно, но её враждебность мы вместе с Китаем (и, если понадобится, КНДР) в силах контролировать. Здесь позиция руководства России, занятая начиная с 2021 года, себя оправдала.
Итак, заставив нас сосредоточиться на противостоянии в контексте конфликта на территории бывшей УССР, США и их союзники активно столбят свои позиции вокруг России, откусывают кусок за куском от наших форпостов, формируют театры следующих вооружённых конфликтов. У меня нет сейчас конкретных рецептов ответных действий, но важно и плохо уже то, что это, скорее всего, будут ответные действия. Укрепившиеся за последние годы отношения с такими нашими соседями, как Китай и Иран, компенсируют этот ущерб только отчасти. Меня тревожит отсутствие свидетельств должного внимания к этим реалиям. Победа на территории бывшей УССР их не устранит. Вспоминается опыт сталинской внешней политики: будучи сосредоточенным на добивании нацистского режима и его ближайших союзников, Советский Союз с 1944 года самым активным образом занялся не только созданием отвечавшего интересам СССР миропорядка, но, в первую очередь, формированием пояса добрососедства по своим границам.
Комментарии читателей (0):