Официальный представитель МИД России Мария Захарова решила, видимо,не случайно, напомнить, что сроки возможного размещения миссии стран Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) в Армении зависят от армянской стороны. «Мы убеждены, что этот шаг будет способствовать стабилизации ситуации в регионе. И Россия, и другие союзники к нему готовы», — отметила она.
При этом ранее глава МИД России Сергей Лавров уточнил, «это предложение до сих пор на столе», а «эта миссия может быть в течение буквально одного-двух дней развернута, если наши армянские союзники, друзья, по-прежнему в этом заинтересованы».
В ходе своего недавнего визита в Москву министр иностранных дел Арарат Мирзоян также говорил, что Ереван не отказывался от размещения миссии ОДКБ на границе с Азербайджаном, но «ключевым для нас было то, что, по нашему ощущению, по нашему восприятию, коллеги из ОДКБ чëткую зону ответственности организации не признавали».
Напомним, что премьер-министр Армении Никол Пашинян более конкретно называл причину отказав приеме миссии ОДКБ: отсутствие политической оценки с её стороны «агрессии Азербайджана против территориальной целостности Армении», имея ввиду инциденты на границе двух стран 11 мая и 14 ноября 2021 года, а также 13 сентября 2022 года.
Но это было тогда. Сейчас миссия ОДКБ в случае своего появления на линии соприкосновения между Арменией и Азербайджаном, могла бы сама фиксировать «акты агрессии». При этом появление на армяно-азербайджанской границе по инициативе Армении миссии ЕС не оговаривалось подобными условиями, тем более, что она действует в ситуации отсутствия соответствующего международного мандата и не проведенной делимитации и демаркации государственной границы между двумя странами. Поэтому как она, как сказано в заявлении Совета ЕС, может способствовать «стабильности в приграничных районах Армении, налаживанию сотрудничества на местах» никто толком не знает.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Но интрига этим не исчерпывается. Сначала Азербайджан, принимая во внимание, что деятельность миссии ЕС «осуществляется исключительно на двусторонней основе», не выступал против нее, полагая, что она «не будет подрывать взаимное доверие», что обозначало фактор негласного альянса Пашиняна с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым. Потом глава МИД Азербайджана Джейхун Байрамов и помощник президента Азербайджана Хикмет стали говорить, что появление миссии ЕС стало «искусственно обострять обстановку», хотя изначально Баку вместе с Ереваном, двигаясь на западном направлении, не могли не понимать того, что такой ход событий отодвигает в сторону трёхсторонние договорённости по Нагорному Карабаху, заключённые после второй карабахской войны.
Что же касается миссии ОДКБ, то Баку на определенном этапе стал подавать сигналы, что она «может способствовать разрядке и созданию условий для проведения работ по делимитации и демаркации границы».
Все дело в том, что фактически присутствие миссии наблюдателей ЕС в Армении совпало с обострением азербайджано-иранских отношений и ситуация стала приобретать более сложный характер. Особенно после того, как госсекретарь США Энтони Блинкен заявил, что «Азербайджан нуждается в защите, так как имеет протяженную границу с Ираном». Казалось бы, теперь Баку и Еревану все карты в руки, ведь они вместе дрейфуют в западном направлении. Но вскоре стало выясняться, что Тегеран готовится предъявить Баку исторический счет и может при определенных условиях пойти на локальный вооруженный конфликт с юга, тогда как перед Арменией могут открыться горизонты реванша с запада. В такой ситуации появление миссии ОДКБ на армяно-азербайджанской границе способно упредить нежелательный для Баку процесс перерастания пограничной проблемы между Арменией и Азербайджаном в региональный вооруженный конфликт.
Не устраивает это и Москву, как с точки зрения потенциального вовлечения в ситуацию в самых разных комбинациях Вашингтона, Брюсселя и Анкары, так и срыва реализации важного проекта по созданию транспортного коридора «Север — Юг», ведущего из Петербурга в Мумбаи через Азербайджан и Иран.
Сейчас любой неосторожный шаг с чьей-либо стороны может стать импульсом для нового поворота событий, ведь в случае усиления кризиса даже нейтральным игрокам, заинтересованным в разрешении ситуации максимально быстро и эффективно, будет сложно предложить надлежащее решение, которое смогло бы удовлетворить все стороны. В этой связи Москва рассчитывает, что в ближайшее время удастся организовать встречу в рамках трехстороннего формата Россия — Иран — Азербайджан. Об этом говорила на брифинге официальный представитель МИД России: «Надеемся, что в ближайшей перспективе удастся выйти на консенсус относительно повестки дня и сроков трехсторонней встречи, и мы со своей стороны готовы этому содействовать».
Но теперь могут вылезть наружу не только иранские, но и российские исторические «болячки», которые в Баку и в Ереване стали основательно забывать. Пока же Москва деликатно призывает Ереван и Баку «жить дружно» и не метаться между ней и Западом. Всему своё время.
Комментарии читателей (0):