В Румынии сенатор Диана Шошоакэ зарегистрировала в местном сенате законопроект, по которому румынский парламент должен принять решение об объединении с Молдавией. В пояснении к законопроекту отмечается, что данное объединение планируется осуществить в рамках воссоздания «Великой Румынии». В связи с этим многие российские СМИ вновь заговорили о скором неминуемом поглощении Молдавии и уничтожении её политической независимости. Но действительно ли это может стать делом ближайшего будущего?
Шошоакэ – эксцентричный политик, уже успевший попасть на «Миротворец» за призыв к аннексии части территорий, контролируемых современной Украиной, которые румынские националисты тоже считают своими. Личность и имидж сенатора в данном случае играют достаточно важную роль, ибо публичные империалистические призывы в Бухаресте сегодня являются уделом именно таких персонажей – громких, заметных, но не обладающих сколько-нибудь серьёзным влиянием.
То есть в Румынии постоянно говорят о «несправедливости» потери Бессарабии. В частности, недавно подобное заявление сделал премьер Румынии Николае Чукэ, призвавший «ликвидировать последствия пакта Молотова-Риббентроппа». В румынской верхушке также не сомневаются в румынского характере Молдавии и молдаван. Влияние Румынии на Молдавию крепнет и растёт. Но всерьёз перспектива объединения на повестке дня не стоит.
Более того, т.н. румыноунионизм свойственен представителям политического класса нынешней Молдавии в большей степени, нежели их румынским коллегам. Общеизвестно, что большинство высших молдавских чиновников является обладателями румынских паспортов и считают себя румынами. Казалось бы, серьёзных препятствий для слияния двух государств не существует. Но контролируемый евросоюзной бюрократией Бухарест изрядно ограничен в собственных возможностях и самовольно перекраивать карту Европы априори не способен.
Законопроект Дианы Шошоакэ не будет иметь политических последствий. Запад, особенно в нынешних условиях, не даст добро на поглощение постсоветского государства, даже такого, как Молдавия – очень бедного, политически нестабильного, находящегося в перманентном экономическом кризисе. Тем более, что эксцентричный сенатор настаивает на аннексии не только молдавских, но и украинских территорий.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Но это не отменяет того факта, что Молдавия как государство очевидно не состоялось. Смысл его существования в современных реалиях с течением времени будет становиться всё более расплывчатым как для элит, так и для населения. По-видимому, судьба Молдавии будет напрямую зависеть от судьбы соседней Украины. Если по итогам СВО последняя будет деформирована настолько, что напрямую обозначится перспектива её раздела между соседями, то с высокой степенью вероятности эти процессы коснутся и Молдавии. В таких условиях Запад уже не будет заботиться о сохранении её суверенитета. Если нет, то она ещё какое-то время просуществует в формате почти независимого государства.
Подводя итог, можно сказать, что на данный момент румыноунионизм не переходит в плоскость непосредственной политической практики. Но серьёзных исторических перспектив у Молдавии как у государства нет.
Комментарии читателей (0):