Северному морскому пути (СМП) исполнилось 90 лет. Его историю принято отсчитывать с 1932 года, когда пароход «Александр Сибиряков» впервые прошел весь Севморпуть с запада на восток за одну навигацию. Свое имя в списки первопроходцев вписал Отто Шмидт. За 90 лет СМП переживал разные периоды, то, что происходит в северных широтах сейчас с полным правом можно назвать новым и самым знаковым витком развития.
Стратегическую ценность этого логистического коридора в нашей стране осознали еще несколько веков назад: путь через северные моря манил десятки если не сотни исследователей. Достаточно сказать, что освоение арктических территорий унесло больше жизней, чем покорение космоса. Так что эти суровые места столь же трудны для покорения, как безвоздушное пространство околоземной орбиты.
Сегодня Северный морской путь находится в центре геополитических интересов России. Здесь стоит отчасти поблагодарить Европу с ее пресловутыми санкциями, которые коснулись и товарооборота. В результате не самых дальновидных действий недружественных стран транспортно-логистические цепочки были нарушены.
Но свято место пусто не бывает. Рынок повернулся на Восток, а ключом к тихоокенскому региону можно считать Севморпуть, ведь это самая короткая магистраль между Европой и Азией: от пролива Карские Ворота до бухты Провидения — порядка 5600 километров.
В зависимости от ледовой обстановки путь через Арктику займет в среднем 18 дней, а через Средиземное и Красное моря – почти в два раза больше. Налицо экономия не только времени, но и дорогостоящего топлива.Такая логистическая экономика горы или, если угодно, льды может сдвинуть! И это, безусловно, не единственный плюс СМП.
Статистика весьма наглядна: если в 2018 году объем грузоперевозок по Севморпути лишь немного превысил 20 млн тонн, то в 2022 году - более 34 млн. тонн.
Впрочем, чтобы суда могли круглый год доставлять грузы этим выгодным маршрутом, нужны ледоколы. И они в России есть. Более того, наша страна имеет самый большой в мире атомный ледокольный флот.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Но сегодняшнее увеличение грузооборота, конечно, потребует новых мощностей. Потому на российских вервях строятся технологичные суда ледового класса — это суперсовременный проект 22220. Три таких ледокола уже спущены на воду - «Арктика», «Сибирь» и «Урал». Достаточно сказать, что это самые мощные в мире атомные ледоколы.
Кроме того, в 2027 году планируется сдать головное судно проекта «Лидер», оно будет способно прокладывать путь во льдах толщиной до четырех метров!
Отмечу, что в федеральном бюджете уже заложены необходимые средства на серию ледоколов.
"Решение социальных, экономических, инфраструктурных задач в этом важнейшем регионе, реализация здесь масштабных инвестиционных проектов – это всегда было и остается для нас приоритетом", — отмечал в апреле прошлого года на совещании по вопросам развития Арктической зоны Российской Федерации президент Владимир Путин.
Подтверждением этих слов стал план развития Северного морского пути, который был утвержден в 2022 году. Он включает в себя 150 мероприятий, а планируемый объем финансирования превышает 1,5 трлн. рублей.
Говоря о развитии СМП подразумевается создание современной портовой инфраструктуры, спутниковых систем мониторинга и связи. У нашей страны не просто идеи, а амбициозные планы по расширению не только ледокольного, но и грузового флота, строительству газовозов арктического класса.
И здесь самое время отметить, что Северный морской путь ― это доступ к богатейшим ресурсам Арктического шельфа. Так что выгода от таких серьезных финансовых вложений очевидна.
Стратегические цели России готовы законодательно продвигать и в Государственной Думе.
Без специального флота невозможно организовать доставку товаров, работу полярных станций, различных исследовательских и научных экспедиций. Поэтому важно укреплять свое технологичное лидерство в арктическом регионе. В этой работе, считаю, крайне востребованным может стать опыт северодвинских корабелов. Новые заказы - это гарантии загруженности наших предприятий, это новые рабочие места, а значит, и развитие промышленности области, которое отразится и на отчислениях в бюджеты регионов, и на качестве жизни северян.
Что касается портов, то одну из приоритетных ролей берет на себя Архангельск, который ведет здоровую конкуренцию с тем же Мурманском.
Если говорить о перспективах Архангельского хаба, то они во многом связаны с работой по освоению месторождений углеводородов в Арктике, развитием грузооборота и наличием в регионе крупнейших в России судостроительных и судоремонтных мощностей.
Модернизация действующих и строительство новых терминалов, проведение дноуглубительных работ и появление новых логистических комплексов позволят придать импульс всей работе по развитию Северного морского пути. Освоение Арктики - стратегический приоритет для нашей страны. Без современной инфраструктуры развитие любых проектов в северных широтах невозможно. Это касается и северного завоза, и работы метеорологов, и, конечно, модернизации Северного морского пути.
Александр Спиридонов - депутат Государственной Думы России
Комментарии читателей (0):