Меня когда-то крепко зацепила статья про такое направление экономических исследований, которое называют бихевиористским. Приверженцы этого подхода, как мне кажется, очень удачно вводят такой фактор, как поведенческие реакции людей, в процесс изучения экономических тенденций. Там суть проста: зависть, например, порождает желание хоть влезть в кредит, но обзавестись машиной, домом, и прочим - чтобы не хуже, чем у соседа... А поскольку это явление частое, то и действует оно "густо", — что даёт основания специалистам рассматривать это как серьёзный фактор влияния.
Когда я анализирую то, участником чего являюсь и на что смотрю не только с прикладной, но и с чуть-чуть научной точки зрения - я понимаю, что поведенческий, или человеческий фактор - основной в войне. Своих подопечных я учу: смотрите с позиции - не как желательно, а как человек сможет, основываясь на том, что мы уже видим. Можно создать какую-угодно технику, но человек или справится с ней, или нет. Можно разработать самую разумную тактику, но человек или применит её, или нет...
Приведу в пример собственных красавцев: получаем (много раньше) мины в таком-то количестве - через пару дней новая заявка, — кончились, дескать. А в акте списания количество - ровно половина, а что со второй половиной? - Отвечают, что без порохов - болванки...
Ах ты, снабженцы, растудыт вашу... Но потом ситуация повторяется, потом снова... Так, — думаю, что-то здесь не то... Вникаю, и оказывается: с миной идёт, например, два пороха, — этого хватает, чтобы стрелять с более короткой дистанции, — а страшно! Тогда миномётчики берут и обдирают другую мину, превращая её в болванку, чтобы можно было бить с более дальней позиции, навешивая дополнительные пороха. Эту проблему отчасти победили - вылезла следующая: в течение недели у двух миномётных расчётов взлетели на воздух два КамАЗа с БК. Им было лень рыть под БК укрытие, и они поставили КАМАЗы метрах в ста от позиций, чтобы таскать было не далеко. Естественно, противник нащупывал позиции, и попал в машины...
БУДЬТЕ В КУРСЕ
- 10.03.23 Александр Ходаковский: Приобретаемое нами сейчас представление о войне - оно первое настоящее
- 09.03.23 Александр Ходаковский: Как побеждать, не умея мобилизовываться
- 06.03.23 Разговоры о наступлении - это попытка запугать Россию
- 04.03.23 Александр Ходаковский: Украина бережёт кадровый ресурс для наступления
Лень, страх, низкая мотивированность - всё это определяет характер поведения военных людей на войне. Заставить их меняться можно, но нужно знать предел их готовности прогибаться под давлением. Я столько раз наблюдал, как бодро рапортуют под пристальным взглядом командира, и как потом саботируют приказы, придумывая для оправдания разные небылицы, хотя всего-то не смогли преодолеть этот страх, или эту лень. Но, безусловно, за всем стоит понимание человеком двух простых вопросов: что он делает на войне и зачем ему рисковать собой. Если он чётко осознаёт ответы на эти вопросы и согласен с ними - тогда базовые инстинкты уступают. Если нет - то либо железная воля командира плюс разумный подход, либо война не воюется.
Комментарии читателей (0):