8 февраля 2023 года была опубликована информация о том, что «Дмитрий Владимирович Овсянников, бывший губернатор Севастополя, был исключён из санкционного списка ЕС в отношении России... ».
Ещё 21 ноября 2017 года ЕС добавил Дмитрия Овсянникова, тогда ещё губернатора Севастополя, в свой санкционный список за действия, «подрывающие территориальную целостность Украины». В уведомлении ЕС также было сказано, что г-н Овсянников может оспорить решение Совета в ЕС.
И бывший губернатор Севастополя воспользовался своим правом. То есть не какой-то там Совет сам снял санкции, а именно Дмитрий Овсянников обращался по этому вопросу, чтобы в списках не значиться и «быть чистым» перед Евросоюзом.
С первого раза это сделать не получилось – суд ЕС отклонил ходатайство о временном прекращении действия санкций против него в ожидании результатов рассмотрения заявления об аннулировании его списка. А в конечном итоге нужный результат был достигнут – санкции сняты. Важное достижение Дмитрия Овсянникова.Севастопольцы помнят те скандалы, которые сопровождали период, когда он был губернатором города. Об этом немало написано, нет смысла повторяться. Остановлюсь на одном эпизоде деятельности Дмитрия Овсянникова.
Читаем распоряжение правительства Севастополя от 31.05.2018 г. №177-РП О передаче государственного недвижимого имущества – здания кинотеатра «Дружба», расположенного по адресу: г. Севастополь, ул. Шмидта, 1, находящегося в собственности города Севастополя, в собственность Местной религиозной организации «Приход Святого Климента Римско-католической Церкви в г. Севастополе».
«... 1. Передать безвозмездно из собственности города Севастополя в собственность Местной религиозной организации «Приход Святого Климента Римско-католической церкви в г. Севастополе» государственное недвижимое имущество – нежилое здание кинотеатра «Дружба» общей площадью 692,7 кв. м., кадастровый номер 91:03:001012:387, расположенное по адресу: г. Севастополь, ул. Шмидта, д. 1... ».
Также Правительство Севастополя и местная религиозная организация «Приход Святого Климента Римско-католической Церкви в Севастополе» заключили соглашение «О сотрудничестве в области культуры, сохранении истории и традиционных общечеловеческих ценностей».
Заместитель губернатора Овсянникова тогда сказал, что «здание, которое находилось в запустении последние 13 лет, станет достопримечательностью Севастополя». А севастопольцам сообщили, что «после проведения в течение 5-6 лет всех необходимых ремонтно-строительных работ будет установлен орган в здании храма».
Решение правительства Севастополя о передаче здания бывшего кинотеатра «Дружба» католической общине тогдашний глава города Дмитрий Овсянников назвал восстановлением исторической справедливости: «Сегодня восстановлена справедливость по отношению к религиозной организации. Мы все помним, как в каждом городе России из перестроенных кинотеатров восстанавливались храмы в 90-е годы. Со стороны Правительства Севастополя справедливо будет построить новый детский кинотеатр или детский центр развития. Я предлагаю Департаменту архитектуры определить формат нового объекта и предложить место его размещения», – сказал Дмитрий Овсянников.
Епископ Яцек Пыль в связи с этим событием высказался кратко, но эмоционально: «Возвращение храма св. Климента Римско-Католической общине – это знаменательное событие. От имени всех католиков Крыма и наших прихожан-севастопольцев я хочу выразить благодарность властям и, в первую очередь, губернатору и правительству Севастополя за это решение. Трудно подобрать слова, чтобы описать нашу радость! В истории много ран, и одна из них – закрытый и обезображенный храм – к счастью, исцелена. Сегодня закончилось почти столетнее сиротство нашей общины».
Раз речь зашла об исторических ранах, о восстановлении исторической справедливости, то в «формулу исторической справедливости» подставим, как в точной науке математике, другие данные. А именно, Кафедральный собор во имя Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского в Варшаве. Слышали о таком? Этот красивый собор был построен в Варшаве по проекту архитектора Леонтия Бенуа. Строили собор долго – строительство было начато в 1894 году, а освящение состоялось в 1912 году. То есть строили и выполняли работы по отделке 18 лет, а просуществовал собор в Варшаве менее 15 лет, после чего был разрушен до основания.
Здание так и недостроенного до конца костёла в Севастополе, частично разрушенное в годы войны, как известно, не восстанавливалось в первоначальном виде. На этом месте появился детский кинотеатр. После войны внешний вид площади сильно преобразился. Был спроектирован и воплощён в жизнь архитектурный ансамбль площади без костёла. А в Варшаве собор был достроен полностью, но был уничтожен задолго до Второй мировой войны.
9 ноября 1900 года на главном куполе собора был установлен крест. В том же году специальная художественная комиссия начала разработку проекта убранства собора Князя Александра Невского. Был принят и утверждён проект, предложенный профессором Н.В.Покровским. Живописными работами руководил художник В.М.Васнецов, мозаики изготовила мастерская Фроловых. Всего было 16 больших мозаичных композиций. Для отделки собора использовали большое количество полудрагоценных и драгоценных камней, различные виды гранита и мрамора.
Проблемы у Собора Святого Александра Невского в Варшаве начались уже в 1915 году – во время Первой Мировой войны. Тогда русское население Варшавы было эвакуировано. Из собора вывезли иконостас и самые ценные элементы убранства. Именно поэтому, спустя годы, некоторые фрагменты мозаичных полотен оказались в нескольких православных церквях в различных странах. Часть уникальных мозаик хранится в Покровском соборе в Барановичах.
Немцы, находясь в оккупированной Варшаве, устроили в православном соборе лютеранскую кирху и гарнизонный костёл. Внутри установили орган, собор переименовали в честь Святого Генриха.
После того, как Польша обрела независимость в 1918 году, начались обсуждения вопроса, что делать с православным Собором Святого Александра Невского. На заседании Польского Сейма 1-го созыва судьба собора была решена. Только один голос был против разрушения собора. Победило мнение, что собор нужно снести. Причин нашли несколько – православных прихожан в Варшаве практически не осталось, это символ чужой веры, а здание собора не представляет ценности с архитектурной точки зрения.
«Разрушить или разобрать собор на Саксонской площади? – это тема, которая занимает и волнует не только варшавянина, но и каждого гражданина свободной Республики Польша, особенно же тех, которых впервые приветствует столица Польши, и которым это здание своей конструкцией и своей громадностью как бы для иронии бросается в глаза, придавая чужое, враждебное её пятно.
Но проблема не является простой, потому что самые разные соображения затрудняют решения по этому вопросу. Одни поднимают материальную ценность собора как строения, и даже его красоты. Тогда как другие указывают на Саксонскую площадь, которая из-за строительства на нём собора потеряла свою историческую, эстетическую и утилитарную ценность. Ещё другие ищут выход в вере, что это здание удастся перестроить и таким образом спасти его полезную ценность и устранить впечатление его чуждости. Целый ряд мотивов выдвигается при обсуждении этого вопроса, что становится причиной расхождения во мнениях, хотя все понимают и соглашаются, что таким, как есть сегодня, на Саксонской площади оставаться не может.
В таком же самом положении оказалась и сеймовая комиссия по общественным работам, в которой этот вопрос стал актуальным, и поэтому был проведён опрос общественных кругов внепарламентских и компетентных, на основе мнения которых окончательно решить судьбу этого здания.
Вот сегодня, после опроса 31 января текущего года, мы можем объявить членам Сейма, как также широкой общественности, его результат, в убеждении, что выступления участников опроса, основанные строго на стенограммах, и их фактическая аргументация только облегчат составление предложения по этому вопросу.
После рассмотрения всех аргументов за и против, мы надеемся, что Сейм, согласно с подкомиссией, придёт к выводу, что собор с Саксонской площади должен быть безоговорочно удалён», – председатель комиссии по общественным работам, ксёндз, доктор Вл. Хжановский. Варшава, 11 марта 1920 года.
А вот интересный фрагмент протокола от 17 ноября 1919 года. «Господин президент столичного города Варшавы направляет мнение директора г-на Бронислава Гембажевского: «Что касается того, сносить или не сносить, то я всю свою жизнь только строил и ничего не разрушал, так что я в принципе против любого сноса, тем более что у нас нет денег на восстановление страны – люди ещё живут в земляных норах, а мы должны тратить миллионы на разбор колокольни или русской церкви. Мы можем отложить это на потом – после более тщательного рассмотрения, после постановления Сейма, потому что Правительство само не может это сделать.
Что касается вопроса о том, разрушать или не разрушать, то я позволю себе обратить внимание на собор Святой Софии в Константинополе, который был превращён в мечеть. Дикий турецкий народ не разрушил этот собор, только превратил его в мечеть…
То же самое относится и к мавританским зданиям. Когда испанцы вернули свою страну – они тоже не разрушали различные мавританские дворцы, никто не спешил это сделать, и ничего не было снесено».
Подобное мнение ничего не значило в судьбе собора. На последней странице «Анкеты по вопросу собора на Саксонской площади в Варшаве» ксёндз Хжановский подытожил: «Дискуссия исчерпана, больше никто не зарегистрирован для голосования…
Кто-то из членов подкомиссии поддерживает предложение господина Министра, чтобы сегодня этот вопрос окончательно не решать, а передать Президиуму Совета Министров? Никто. Остаётся только голосование для выражения мнения подкомиссии. Я бы его разделил на три части, из-за различных мнений, а именно: сначала мы бы голосовали по вопросу разбора колокольни, потом самого собора, наконец, что касается срока. Господа, вы согласны на такой способ голосования?
- Да.
Поэтому голосуем?
Кто из господ из подкомиссии за снос колокольни? – Все.
Кто из господ за снос собора до фундаментов? – Три голоса за, один против.
Кто из господ выступает за то, чтобы сразу после постановления Сейма приступить к сносу собора? – Три голоса за, один против.
Закрываю заседание».
И городской Совет Варшавы объявил, что единогласно выступает за снос собора: «Я очень благодарен господину Балиньскему, что так решительно занял позицию по этому вопросу. Это принесло почёт гмине, что cумела так вникнуть в суть дела и так смело решила судьбу церкви».
Представитель Круга Польских Архитекторов Чеслав Пшибыльский тоже говорил, что Круг уже в первые месяцы независимости Польши проголосовал за удаление собора, называя его одновременно «язвой на теле Варшавы», «пограничным столбом восточного насилия, вбитым в сердце Варшавы».
Фактически, разрушение собора в Варшаве приобрело общегосударственный характер.
Также каждый поляк мог приобщиться к общему делу – разрушению собора. В Польше выпустили специальный заём – боны, доступные для всех. И любой житель Польши мог на сумму приобретённых бонов набрать строительные материалы, полученные в результате разрушения собора. Для облегчения демонтажа было произведено 14800 контролируемых взрывов небольшой мощности. Для этого использовали 1600 килограмм аммонита. А всего на разрушение Собора Святого Александра Невского в Варшаве потратили примерно 25% средств от той суммы, которая была израсходована на его строительство!
За период с 15 февраля по конец июля 1926 года было вывезено 38000 м3 щебня, 600 м3 гранита, 125000 штук белого облицовочного кирпича 70 тонн железа.
Мозаичные панно для этого православного собора в Варшаве изготавливались по эскизам Виктора Михайловича Васнецова и Андрея Петровича Рябушкина. В 1926 году разрушение собора в Варшаве было завершено. 23 июля 1926 года умер Виктор Васнецов... Лишь фотогалереи, вроде этой, позволяют нам увидеть снесённый почти 100 лет назад Собор Святого Александра Невского.
Празднование Дня Войска Польского 15 августа 1926 г. было отмечено памятным стихотворением, темой которого стал парад подразделений Войска Польского на центральной площади столицы, лишенной царских миазмов [так был назван Собор Святого Александра Невского]:
«[…] Так давно эта площадь не гремела отмеренным шагом!
Так давно солдат не окинул его оком!
[…]
Там, где был собор русский, встали пушки!
Они вдавливают в землю следы позора и затраты!
Затопчите в прах, затрите эти последние следы»! […]
В 1920-1930 годы в межвоенной Польше были закрыты и разобраны многие другие православные храмы. В том числе и в городе Люблин – Собор в честь Воздвижения Креста Господня.
Так что прав епископ Яцек Пыль – в истории действительно очень много ран. Особенно в польско-российских отношениях. И, к сожалению, современные польские «элиты» умудрились разрушить экономические, культурные, научно-технические, спортивные связи между нашими странами. При этом, в первую очередь, нанеся большей вред гражданам собственной страны.
Конечно, глупо и преступно в многонациональной и многоконфессиональной России, по принципу «око за око», призывать «затрите эти последние следы» по отношению к частично разрушенному в годы войны костёлу. Который после войны был перестроен в детский кинотеатр «Дружба». И несколько сотен севастопольских католиков имеют полное право на собственный костёл. Хотя если придерживаться аргументации Польши, что «православных прихожан в Варшаве практически не осталось, это символ чужой веры», то в городе-герое Севастополе такое утверждение в целом тоже справедливо, но уже по отношению к католикам. Вся разница в том, что мы – другие! Поэтому само по себе появление костёла не удивляет.
Только есть смысл в этом вопросе учитывать не только мнение католического меньшинства, но прислушаться и к остальным севастопольцам. А также принять во внимание очевидные факты.
Вспомним ещё два аргумента польской стороны в пользу сноса православного собора в Варшаве:
1) Это здание своей конструкцией и своей громадностью как бы для иронии бросается в глаза, придавая чужое, враждебное её пятно. (Действительно, высота собора составляла 70 метров. Это была самая высокая точка столицы Польши)
2) Другие указывают на Саксонскую площадь, которая из-за строительства на нём собора потеряла свою историческую, эстетическую и утилитарную ценность.
Вспомним не случайно. Ни для кого не является секретом, что площадь Новосильского в 1902 году и послевоенная площадь на этом месте, которая с 1954 года носит имя выдающегося русского флотоводца Фёдора Ушакова, – это совершенно разные по архитектурному оформлению площади.
В феврале 1945 года, после Ялтинской конференции, в Севастополь приехали главы СССР, США и Великобритании. Президент США Франклин Рузвельт заявил, что для восстановления Севастополя потребуется не менее 50 лет. Настолько сильно был разрушен город. Не везде можно было понять направление улиц. Сплошные разрушенные дома, завалы и на каждом шагу многочисленные взрывоопасные предметы. Советский народ восстановил Севастополь за 13 лет.
Да, не стали восстанавливать костёл. Но и не стали разрушать до основания, оставив стены, заделав в них оконные проёмы. В центре города многое было вообще построено с нуля. Интересно и понятно, в виде экскурсии в прошлое, о площади Ушакова рассказывает Независимое Телевидение Севастополя в выпуске «Рассказы: История площади Ушакова – история города Севастополя». [Часть I: https://youtu.be/VcO-1rh8Ndw. Часть II: https://youtu.be/oWhRjx4gnc4]
После войны было принято решение, как именно застроить и оформить площадь Ушакова и прилегающие к ней территории. Был спроектирован и реализован архитектурный ансамбль площади. И архитектурной доминантой этого ансамбля стал Матросский клуб. А сейчас, в случае перестройки кинотеатра «Дружба» в полноценный костёл, неизбежно значительно увеличится высота этого здания. И архитектурный ансамбль площади будет нарушен, даже если само по себе здание костёла будет красивым! Кто-то в Севастополе посмотрел на данный вопрос с этой стороны?
Немало людей начинают своё знакомство с Севастополем, фактически, с площади Ушакова. Те люди, которые от автовокзала или железнодорожного вокзала едут вверх, перед площадью Суворова поворачивают налево, и вот она – площадь Ушакова. Или экскурсионные группы от площади Нахимова отправятся в поездку по городу. Экскурсовод рассказывает: «Сейчас мы въезжаем на площадь Ушакова. Она названа в честь выдающегося русского адмирала Фёдора Фёдоровича Ушакова, праведного воина. Которого в 2001 году Русская Православная Церковь канонизировала и причислила к праведникам. Справа стоит Католический костёл...» У внимательных слушателей логично не будут складываться пазлы. Словно костёл символизирует площадь адмирала Ушакова.
У самой католической общины есть проблемы по обустройству костёла именно в этом месте. Община требует у городских чиновников увеличения земельного участка для проведения крестного хода. Претендуя на часть территории гостиницы «Украина», а также на часть придомовой территории многоквартирного дома, расположенного по соседству. А тем временем состояние этого памятника архитектуры только ухудшается...
Вот и есть смысл создать в Севастополе рабочую комиссию и найти оптимальное решение этого вопроса. И предоставить католической общине города другой участок, где территории будет достаточно для крестного хода.
А на месте кинотеатра «Дружба» построить детский кинотеатр или детский центр. Как это обещал когда-то Дмитрий Овсянников. Правда, бывший губернатор давал распоряжение построить центр в другом месте. Но его оставить здесь, как это было решено и сделано после войны. Построить таким, чтобы он не превышал существующую в настоящее время высотность, и сохранив то, что ещё окончательно не разрушилось. В этот детский кинотеатр или центр будут ходить дети атеистов, православных христиан, мусульман, католиков. Он станет замечательным детским учреждением в центре Севастополя, который не будет вызывать «вопросов и неясностей» у севастопольцев и гостей города-героя.
Комментарии читателей (0):