Сталинград для меня – очень личная история. Мой дед Валентин Николаевич Беседин – участник Сталинградской битвы. Когда я был ребёнком, мы читали о ней в книге «Шаги Великой Победы». Вспоминать бои дед не любил – рассказал мне о них лишь лет за 7 до своего ухода. Его не стало 22 февраля прошлого года.
Взрослым я поехал в Сталинград. С волгоградской земли вся моя родня по отцовской линии. Помню то ощущение, когда, купив гвоздики, я поднимался на Мамаев курган. И разрыдался. Стоял, словно перенесшийся в прошлое, явственно видя, слыша, чувствуя то, что происходило там. Прошлое говорило со мной.
Там же, на Мамаевом кургане, были начертаны слова (принадлежат они Василию Гроссману): «Железный ветер бил им в лицо, а они всё шли вперед, и снова чувство суеверного страха охватывало противника. Люди ли шли в атаку? Смертны ли они?!». Вот и я снова и снова задавал себе этот вопрос: люди ли там воевали? Или сверхчеловеки? Или ангелы? Кто?
Мне видится, что всё-таки люди. Дед мой был человеком, обычным пацаном из Заплавного. Да, люди – такие же, как мы с вами, из плоти и крови. Но вместе с тем совершенно другие. Люди особого замеса, который нам ещё предстоит понять. Если получится. И если мы хотим выжить, конечно.
Для этого важно приблизиться к понимаю того, кто спас нас тогда, в 1943 году в Сталинграде. Понять и хотя бы отчасти постараться быть достойными их.
Читайте также: Огненный смерч – воронка смерти в Сталинграде
Комментарии читателей (0):