- В каких отраслевых нишах в экономике РФ у российских бизнес-компаний сейчас – в новой реальности с учетом всех новых вызовов – больше всего шансов добиться успеха: экономического, технологического, репутационного? В каких отраслевых нишах условно «обычная компания» при правильно выстроенной бизнес-стратегии сможет стать «компанией будущего», прорывом?
На мой взгляд, сегодня с учетом изменяющихся реалий в российской экономике наибольшие перспективы развития имеют два сектора. Во-первых, текущий тренд на исключение наших компаний из международных цепочек передела делает наиболее выигрышными производственные компании, ориентирующиеся на внутренний рынок. Любая компания из промышленного сектора, которая сможет захватить освобождающиеся рынки и создать независимое от иностранных компонентов производство, скорее всего будет успешна.
Во-вторых, международный тренд следующих лет – это использование больших данных и искусственного интеллекта для роста производительности труда. На деле большинство экономистов и технологических экспертов ожидают, что искусственный интеллект станет «новым электричеством». Способным принципиально изменить облик экономики будущего. Этот процесс уже стартовал, однако всё еще в самом начале. Компании, которые помогают традиционным секторам изменить свои бизнес-модели и добиться нового скачка производительности – это второй наиболее перспективный сектор российской экономики.
- С учетом всех вызовов времени кому и какой продукт, какие решения должна предлагать российская «компания будущего»? Какие продукты, решения и технологии, по вашим оценкам, будут особенно востребованы в перспективе, допустим, 10 лет?
Я полагаю, что нас в самое ближайшее время ждет не продуктовая революция, а революция бизнес-моделей. Проникновение искусственного интеллекта и других продвинутых средств обработки данных создает исключительные возможности для компаний традиционных секторов для роста производительности труда. И те компании, которые первыми в своих нишах смогут перестроить бизнес-модели и добиться успеха, будут определять облик будущей экономики России.
У всех на слуху примеры Ozon и Wildberries. Эти компании из сектора розничной торговли смогли предложить рынку новую бизнес-модель, новую поведенческую модель для клиента. И таким образом обрели принципиально более высокую динамику развития, чем другие компании розничной торговли. Подобные истории будут и в других классических секторах.
- В чем сила российских бизнес-компаний сейчас: какие подходы «из прошлого» (из реальности до 2022 года) могут пригодиться им в будущем – в реальности после 2022 года? Какой задел, какие достижения прошлого пригодятся «компании будущего»?
Сила российских компаний в их высокой адаптивности и приспосабливаемости. Мы умеем работать в условиях высокой неопределенности. Это же нам поможет и в будущем.
Сейчас в условия СВО и введенного в ряде регионов военного положения будет нарастать роль государства как заказчика. Те, кто уже работал с ними будет иметь преимущество.
Но так же сейчас освобождаются ниши западных компаний. Кто уже прокачал свой сервис и смог конкурировать с транснациональными гигантами сегодня, имеют отличные перспективы.
- При этом какие «проверенные временем», привычные подходы могут в новой экономической реальности больше не сработать, какие принципы в бизнес-стратегиях больше не помогут условно «обычной компании» стать успешной «компанией будущего»? Какие достижения, которыми раньше гордились, теперь становятся в принципе не актуальными?
Я думаю, что большая часть утраченных возможностей компаний связана с закрытием внешних рынков, как поставок, так и сбыта. Компании, которые гордились тем, что являются партнерами международных компаний, сегодня могут пострадать из-за этого.
Всем известно, что даже консалтинговые компании, входившие в состав большой четверки международных аудиторов были вынуждены поменять названия, когда эта четверка покинула Россию.Поэтому, я думаю, что влияние на результаты компетенций, связанных с международной торговлей будет сокращаться. По крайней мере в среднесрочном периоде.
- Что должна включать в себя бизнес-стратегия успешной российской «компании будущего» в новой экономической реальности: какие шаги, какие подходы к финансированию, какие принципы взаимодействия с партнерами, конкурентами, государством, клиентами, какие приоритеты развития?
Полагаю, что успешная бизнес-стратегия российской компании, направленной в будущее должно включать:
А. Поиск и захват освободившихся ниш.
Б. Изменение бизнес-моделей, для радикального сокращения издержек, роста производительности и качества сервиса на основе искусственного интеллекта.
В. Опора на свои источники финансирования. Поиск для этого ниш с высокой маржинальностью.
Г. Развитие способности резко снижать транзакционные издержки при взаимодействии с клиентами, поставщиками и иными партнерами.
Д. Развитие инструментов GR. Создание сети контактов в госслужбах, способных влиять на компанию.Главное, как говорится, «держать нос по ветру», быстро адаптироваться и уверенно управлять компанией. Изменчивая и стрессовая ситуация – это новые возможности.
Комментарии читателей (0):