Правительство готовит КавМинВоды, Кисловодск и Ставропольский край к перестройке

В Госдуме видят проблемы КавМинВод в каждом регионе
20 января 2023  15:39 Отправить по email
Печать

Счетная палата предложила правительству РФ провести комплексное обследование состояния КавМинВод как эколого-курортного региона федерального значения и актуализировать границы зон горно-санитарной охраны.

С внутренним туризмом что-то пошло не так?

Счетная палата России провела оценку комплексности достижения стратегических целей по социально-экономическому развитию КавМинВод и эффективности использования средств, направленных на реализацию мероприятий подпрограммы «Комплексное развитие КавМинВод» госпрограммы «Развитие Северо-Кавказского федерального округа» и некоторых мероприятий по развитию Кисловодска и выявила проблемы. Как передает корреспондент ИА REX, об этом шла речь на заседании комитета Госдумы по экономической политике.

Прежде всего, аудитор Счетной палаты Татьяна Трунова отметила отсутствие комплексного подхода к развитию КавМинВод как единой санаторно-курортной и туристской системы.

«Реализация в регионе различного рода мероприятий имеет разрозненный характер и системно не взаимоувязана по целям задачам, срокам, показателями и исполнителям, а финансовые ресурсы рассредоточены как между различными «отраслевыми» госпрограммами. В результате деятельность всех участников не взаимоувязана с комплексными и долгосрочными целями развития КавМинВод и критериями их достижения, что не позволяет концентрировать ресурсы на стратегически важных направлениях развития», – сказала Трунова.

Еще один вывод Счетной палаты - проекты в КавМинВодах сегодня предполагают достаточно «инерционный» путь развития, их количество и масштаб недостаточны для решения задач по развитию региона. Так, отсутствуют масштабные системообразующие проекты по развитию направлений, которые должны обеспечить конкурентоспособность региона и дали бы мультипликативный эффект. Такими проектами могли бы стать проекты по формированию и развитию научно-образовательных центров, ведущих разработки в сфере медицинских и оздоровительных технологий, проекты по развитию научно-технического потенциала медицинской промышленности для решения задач по импортозамещению технологий, а также проекты по привлечению высококвалифицированного персонала в санаторно-курортный и туристический комплексы.

БУДЬТЕ В КУРСЕ

«Не вошли мероприятия по развитию санаторно-курортного комплекса, снижению антропогенной нагрузки на территории городов-курортов, а также мероприятия, объединяющие туристические дестинации КавМинВод в единое целое», - заявила Трунова.

Счетная палата констатирует, что Кисловодск в ближайшее время так и решит проблемы с водоснабжением и канализацией при росте нагрузки, а ведь при постоянно проживающих 135 тыс. человек ежегодный приток приезжающих туристов составляет более 400 тыс. человек. Модернизация канализационного коллектора Кисловодска, действующего еще с 1930 года, предусмотрена в числе перспективных мероприятий со сроком реализации до 2026 года. Решение вопроса использования объектов Эшкаконского гидроузла, физический и моральный износ которого достигает 100%, вообще не предусмотрено.

Кроме того, аудиторы видят, что из-за ограниченных возможностей бюджетов крупные проекты, например, строительство дворца спорта «Арена Кисловодск» и реконструкция Кисловодской городской больницы были разбиты на этапы. А такие крупные объекты как строительство спортивного центра летних и зимних видов спорта «Предгорье», создание многофункционального центра для национальных сборных команд России по гребле на байдарках и каноэ на озере Новое числятся в составе перспективных мероприятий и еще требуют определения источников финансирования.

«К сожалению цели и задачи, по развитию КавМинВод, содержащиеся в стратегических документах, в проверяемый период в полном объеме не достигнуты», - заявила Трунова.

Так, не реализована Стратегия развития СКФО до 2025 года, что связано с ее досрочным прекращением - из 16 предусмотренных стратегией проектов по КавМинВодам реализовано четыре. Стратегия развития Ставропольского края до 2025 года также досрочно прекращена без подведения итогов. Запланированные результаты реализации первых этапов Стратегии социально-экономического развития Ставропольского края и Стратегии социально-экономического развития Кисловодска до 2035 года достигнуты не в полном объеме.

«Например, в качестве системообразующего проекта планировалось создание в КавМинВодах медицинского кластера, проект реализован не был. Аналог схожих успешных зарубежных проектов показывает, что при создании медкластера не было учтено, что это не просто строительство разного рода объектов, необходимо было прорабатывать вопросы кооперационных связей предприятий, уже присутствующих в регионе, и формирования новых условий для внедрения инноваций и развития производства», - отметила Трунова.

Кроме того, по ее словам, остались нереализованными и другие крупные проекты, например, по развитию системы туристического кластера, образованного в составе нескольких особых экономических зон, по строительству Кавминводского велотерренкура, по строительству автодороги, соединяющей КавМинВоды и Краснодарский край.

Отдельной проблемой по решению задач развития региона Счетная палата полагает наличие округов горно-санитарной охраны (ГСО), что при наличии потребности в строительстве, капремонте и реконструкции объектов накладывает определенные ограничения. Зоны ГСО не пересматривались с 1985 года. При этом, по мнению аудиторов ведомства, «актуализация границ зон ГСО в КавМинВодах позволит оценить объективность установления границ защиты природных лечебных факторов и лечебно-оздоровительных территорий и отчасти решить проблемы с режимом использования имеющихся и строящихся объектов». Таким образом, государство открыть новые возможности для застройки и расширения туристических объектов.

Счетная палата также проанализировала документы стратегического и территориального планирования на примере Кисловодска. «Проведенный анализ документов страт- и терпланирования Кисловодска выявил их недостаточную взаимоувязку. Так, проектные решения генплана Кисловодска до 2042 года только на 47% соответствуют основным приоритетным проектам Стратегии Кисловодска до 2035 года. Кроме того, 53% мероприятий по реализации указанной стратегии, финансируемых за счет муниципальных программ, не включены в генплан Кисловодска», – отметила Трунова.

При этом Счетная палата фактически предложила сделать не столь жесткими градостроительные регламенты для формирования требований к застройке. По словам Труновой, «выявлена необходимость совершенствования законодательства в сферах стратегического и территориального планирования на муниципальном уровне». Например, для таких городов как Кисловодск - имеющих богатый историко-культурный и природный потенциал - возможность дополнительного регулирования застройки является ключевым инструментом по улучшению архитектурного облика и формирования городской среды. Вместе с тем, говорит аудитор, «градостроительные регламенты сегодня имеют ограниченные параметры, что не позволяет органам местного самоуправления регулировать улучшение и сохранение городской среды за счет формирования требований к застройке». Счетная палата предлагает расширить права муниципальных образований по разработке планов развития инфраструктур и градостроительных регламентов.

«Счетной палатой направлено письмо в правительство с рекомендациями по развитию КавМинВод, которые, на наш взгляд, могут повысить конкурентоспособность курортов региона и создать там комфортные условия для жизни населения и отдыха туристов», – проинформировала Трунова. В их числе – проведение комплексного обследования состояния КавМинВод как эколого-курортного региона федерального значения и актуализация границ зон ГСО. Правительство уже готовит «дорожную карту» новых действий.

При реализации обсуждаемой подпрограммы есть проблемные вопросы, типичные для всей туристической инфраструктуры, заявила первый зампред комитета Госдумы по экономполитике Надежда Школкина («Единая Россия»).

«Первое - нет комплексного подхода к развитию КавМинВод как единого санаторно-курортного и туристского кластера. Второе – объекты и средства рассредоточены по разным ведомствам. Третье – огромное количество принятых программ и документов, которые зачастую дублируют друг друга или взаимоисключают. Четвёртое - есть вопросы, связанные с природоохранной деятельностью и антропогенной нагрузкой на курортные зоны. Пятое – совершенствование законодательства с учётом новых требований и ситуации», - отметила Школкина.

В этой связи парламентарий предложила участвовавшим в заседании представителям Минэкономразвития и Минприроды провести ревизию законодательных актов с точки зрения их актуальности и корректировки и провести ревизию всей инфраструктурных проектов страны, чтобы оценить картину происходящего.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Чувствуете ли Вы усталость от СВО?
51.5% Нет. Только безоговорочная победа
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть