Конгресс США пересмотрел текст последнего доклада по перспективам турецко-американских отношений. Из текста документа удалены утверждения и оценки, которые могли бы негативно сказаться на отношениях двух стран. Так, например, из доклада полностью удалены слова о том, что «внешнеполитический курс Анкары с момента вступления в НАТО в 1952 году наименее ориентирован в сторону Запада», исключена ссылка на слова президента США Джо Байдена относительно событий 1915 года в Османском государстве и оценки администрации США по состоянию демократии, прав человека и верховенства права в Турции, удалены также разделы, посвящённые закупке Турцией российских ЗРК С-400. Одновременно шведские официальные лица попросили у Турции ещё 6 месяцев для кодификации законов, которые могли бы удовлетворить условия Анкары для вступления страны в НАТО.
Показательно, что Washington Post 14 января опубликовала редакционную статью «Внутреннее противостояние НАТО – подарок Путину», в которой доказывает необходимость поддерживать на высоком уровне диалог с Турцией.
Между США и Турцией идёт торг, но его условием не является лейтмотив «Турция в НАТО или вне НАТО». Речь идёт о том, какую роль будет играть Турция, но именно внутри НАТО: Анкара хочет встать во второй ряд вместе с Францией, Британией, ФРГ и Италией, американцы предполагают оставить её в третьем ряду, вместе с Польшей, Румынией, Испанией. Вот, собственно, и весь предмет торга.
Со своей стороны, Турция тоже демонстрирует верность альянсу и готовность сотрудничать с Западом. Турецкий министр обороны Х. Акар посетил Британию, где обсуждались вопросы сотрудничества. Он заявил, что Североатлантический альянс без Турции невозможен. Впрочем сформулировать можно несколько иначе: НАТО без Турции проживёт, но вот что будет делать Турция без НАТО?
Есть ещё один аспект, ключевой для Эрдогана – необходимость выиграть выборы. Для этого нужно заручиться поддержкой США. Неслучайно турецкая оппозиция всполошилась: её лидеры договорились провести досрочные президентские выборы до 6 апреля 2023 года. Опасения оппозиции имеют под собой реальную почву: турецкий лидер приближается к тому, чтобы получить неофициальное одобрение США. Процесс, видимо, не завершён, но движется в нужном турецкому лидеру направлении.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Кроме того, занимая «жёсткую позицию» по отношению к США, Эрдогану важно показать турецким избирателем: смотрите, в моё правление Турция стала великой державой, даже США готовы идти нам на уступки.
Как мы постоянно отмечаем (1, 2, 3, 4, 5), дружба с США останется краеугольным камнем турецкой политики. Вопрос лишь в том, насколько тесной она будет. Эрдоган разработал тактику «взбрыкиваний», считая, что она поможет ему получить больше преференций от Белого дома, чем соглашательство его предшественников. Американцам это не сильно нравится, но они понимают, что объективно турецкие амбиции направлены против интересов России, поэтому часто сквозь пальцы смотрят на внешнеполитические сальто современной Турции. Союз Турции и Запада является стратегическим курсом и менять его всерьёз не собираются ни в Вашингтоне, ни в Анкаре.
Комментарии читателей (0):